СТАТЬИ


«ВАЖНЯК» БЕЗ ВАЖНОСТИ

Михаил БЕЛОУСОВ
Знакомьтесь, мы в гостях у Александра Решетникова – одного из самых уважаемых сотрудников Главного следственного управления при ГУВД по Саратовской области, следователя по особо важным делам.
- Кабинет у вас скромный. А его размер имеет значение для работы?
– В работе следователя мелочей не бывает,– говорит Александр Михайлович и рассказывает такой случай. В 2003-м году он вёл одно из самых громких в Саратове уголовных дел. Банда преступников больше года заставляла заниматься проституцией 10 девушек, в том числе несовершеннолетних. Держали наложниц в одном из частных домов Волжского района, а «работать» возили на печально знаменитую Большую Казачью, тогдашнюю «улицу Красных фонарей». С Казачьей – домой, из дома – снова на панель. Так и текла их жизнь, нарушаемая изредка побоями работодателей, а вернее, рабовладельцев. Когда «хозяев» задержали оперативники УБОП ГУВД, девушек освободили из заточения.           
– Всех их надо было опросить,– говорит Александр Михайлович.– Но вот проблема: тогдашние мои апартаменты (я работал в УВД города) не могли вместить больше двух человек. 9 заложниц остались ждать за дверью кабинета. Одеты они были, как будто только что с панели (хотя, почему – как?). А теперь представьте: время около 7 вечера, коллеги все ушли домой, а у двери в мой кабинет – очередь соответствующе одетых девушек. Рассказывая о своей горькой участи, они едва сдерживали слезы. Немудрено, ведь среди девушек были подростки. Их искали по деревням и похищали чуть ли не по дороге в школу. Других, постарше, хватали прямо на проспекте Кирова. Однако главное потрясение ждало следователя Решетникова впереди. Когда спустя неделю пришлось вторично вызывать девушек на допрос, половина из них не пришли. Сказали – днём не могут: отсыпаются, а ночью – некогда: работают. Оказалось, домой-то они из плена вернулись, а вернуться к нормальной жизни не смогли.
МИЛИЦЕЙСКИЙ БОГ ЕСТЬ
Александр Михайлович – человек скромный. «Важняк», а не важничает. Иногда сам выполняет те поручения, которые, как следователь, должен давать другим. Характерный пример. В 2004г в Саратове задержали дагестанца, подозреваемого в разбойных нападениях на игровые автоматы. Ещё трём удалось скрыться. По оперативной информации они подались на родину. Решетников отправил запрос коллегам, и вскоре пришёл ответ: «двое ваших, то есть наших, дагестанцев, задержаны, приезжайте». Решетников выехал лично, чтобы исключить ошибку. В Дагестане тогда участились убийства сотрудников местной милиции и прокуратуры, грозившие перерасти в бои правоохранительных органов с боевиками. Через месяц снова депеша: объявленный в розыск третий фигурант дела тоже задержан. И тоже – в Дагестане. Решетников выехал вторично. Встречать «дорогого гостя» вышел сам начальник Кизилюртовского РОВД.
– Да что я, герой, что ли, какой,– смутился Александр Михайлович.
– Конечно, герой. И даже не потому, что у нас тут… стреляют,– развел руками глава РОВД.– Просто я на своём веку не видел ни одного следователя, который бы лично приезжал этапировать задержанного. Сколько ни ловим преступников, такое – в первый раз.
Кстати, про героя начальник Кизилюртовского РОВД не загнул. «Важняк» Решетников службу свою в милиции начал с самой что ни на есть «земли» – милиционером патрульно-постовой службы. Однажды летом, заступив в 5 вечера на дежурство, младший сержант Решетников и его коллега, тезка Саша Батищев, увидели, что в доме напротив гостиницы «Саратов» полыхает квартир под самой крышей, на 5 этаже. В подъезде – ни души. Решетников вошёл в квартиру. На полу в задымленном коридоре лежала 65-летняя хозяйка. Без сознания. Александр вынес её на руках на улицу и вызвал «Скорую». Сейчас каждому спасителю погорельцев полагалась бы медаль,а в достопамятном 1984г милиционеров премировали 2-мя часами отдыха. Чтобы успели переодеться и помыться, ведь на пожаре их лица и одежда сильно закоптились. Но милицейский Бог, видимо, есть. В том же году в главном издании правоохранительных органов – журнале «Советская милиция» – напечатали фото двух Александров: Решетникова и Батищева. Подпись гласила: «Лучшие сотрудники ППС УВД Саратовского облисполкома».
***
Недавно Александр Решетников отметил 25-летие службы в милиции. Отпраздновал, как и положено следователю: завершением большого уголовного дела. В отношении аферистов, которые обманным путем завладели десятью миллионами рублей. Двое мошенников уже получили сроки, 3-й – в ожидании приговора, 4-го ещё предстоит задержать – он в бегах.