СТАТЬИ


главный финансовый документ Саратовской области без "страшилок и ужастиков"

Александр ХОХРИН
В здоровом бюджете – здоровый дух
Стыдно признаваться в своем невежестве, но у автора на совести есть двойка по политэкономии. Вузовский преподаватель дотошно допытывался, что такое материально-техническая база коммунизма. Сколько не пытался ответить – всё неправильно. Когда он ставил "неуд", наконец, изрёк правильный ответ - оказывается, это материально-техническая база, на которой строится светлое здание нашего будущего.
Про "светлое здание" запомнил на всю жизнь. Только где оно сейчас? А вот что касается материально-технической базы, то без неё, насколько понимаю, ни одного вопроса не решишь. И даже по моим "двоечным понятиям", базу эту, ещё со времён перестройки, порядком растащили в процессе прихватизации, зачастую способствуя созданию всякого рода бюджетных кормушек. И когда сейчас "обличают" нынешние власти в неправильных финансовых действиях, так и хочется сказать: «Но ведь вы же сами стояли у финансового руля в судьбоносные годы новой эры. И именно от ваших действий зависело благополучие земли Саратовской. Уж если что не получилось, имейте мужество признать свою вину!»
Ведь понятно, что структура бюджета области на 99% определяется в столице, и всяческие претензии следует, как правило, предъявлять не бюджету, а методам его исполнения.
Сначала позаботимся о доходах
Судя по тому, как верстается "бюджет –2005" Саратовской области, многие ошибки прошлых лет учтены. Сегодня можно сказать "в здоровом бюджете – здоровый дух". Разрабатывался он достаточно основательно, несмотря на многие неясности из-за отмены льгот.
По словам и.о. министра финансов Александра Ларионова, разработчики в областной думе и правительстве попытались сделать проект сбалансированным. То есть, максимально соотнесли все необходимые расходы с доходами, дабы дефицит был минимален. "Фактически, мы можем рассчитывать только на свои возможности", - заявил Ларионов, поясняя, что помощь из федерального Центра будет невелика, примерно в масштабах 2004 года - при том,  что нагрузка на региональные бюджеты значительно возрастает.
Мы привыкли ругать нашу промышленность, по привычке считая область аграрной. Но этот тяжеловоз постепенно преодолевает подводные айсберги и препятствия на своем пути. Есть предприятия, которые сумели нарастить свои мускулы и уверенно конкурировать на рынке.
Справка "Земского обозрения"
Общий рейтинг промышленных предприятий министерства промышленности и энергетики области (первая десятка)
 1. ОАО "Саратовстройстекло"2.  ООО "Балаковские минеральные удобрения"
  3.  ОАО "Балаковорезинотехника" 4.  ОАО "БАТ - СТФ"5.  ООО "Хенкель-Юг"
6.  ОАО "СЭПО-ЗЭМ"7.  ОАО "Саратовский НПЗ"8.  ОАО "Завод автономных источников тока"9.  ФГУП НПП "Контакт"10.  ООО "Группа компаний "Рубеж"
Но, как известно, в развитых индустриальных странах значительный вклад в экономику вносят и совсем небольшие фирмы. Первый заместитель председателя думы, глава комитета по бюджетно-финансовой политике и налогам Владимир Чуриков заметил, что налоговые органы должны заняться тяжёлой работой с мелким и средним бизнесом "по выводу из тени заработной платы". Крупные предприятия, по мнению Чурикова, проверяются постоянно, и там утаить что-то просто невозможно. Вице-спикер заявил, что раз власть намерена помогать малому и среднему бизнесу, пусть и бизнес идет навстречу власти. Сегодня же только в Саратове ежегодно теряется порядка миллиарда рублей, которые мог бы получить региональный бюджет в качестве налоговых поступлений.
Есть у областной думы предложения, направленные против наших "финансовых акул". Это касается принятия мер по недопущению оттока из региона налоговых ресурсов в результате корпоративной политики крупных налогоплательщиков. Обращено внимание на то, что в договорах с такими крупными компаниями, как ТНК-БП и "ЛУКойл" интересы региона не всегда учитываются. Например, "ЛУКойл", имеющий в Саратове производство и офис, платит налоги в Волгоградской области.
Рекомендуется изыскать ресурсы, увеличивающие доходную часть областного и местного бюджета, произвести инвентаризацию недостроенных объектов жилищного строительства. Это прямой намек Л.А.Писному и иже с ним. Сколько жалоб в редакционных архивах на строителей, взявшихся возводить многоэтажные дома для народа, а потом по разным причинам заморозившим  строительные объекты! А люди-то ведь поверили  – старое жилье сдали, продали. Ютятся во времянках и с нетерпением ждут, когда же жилье сдадут в эксплуатацию. У кого-то эти ожидания за 10 лет перевалили. А их всё обещаниями кормят. Хорошо, что эта рекомендация правительству особо выделена.
Не забыт и игорный бизнес, дающий его хозяевам солидные барыши. В таком случае и отчисления по расчёту налога должны быть соответствующими.
Без "радужных" планов, всё по-честному
Новый закон о бюджете направлен на болевые точки, чтобы исключить неоправданное расходование средств. Например, в статье 20 говорится:
"Правительство области не вправе принимать в 2005-2006 годах решения, приводящие к увеличению численности государственных служащих области и работников учреждений и организаций бюджетной сферы, а так же расходов на ее содержание. То же касается и органов местного самоуправления.
Рассмотренный в первом чтении  на думе областной бюджет на 2005 год рекомендовано утвердить по доходам в сумме 14млрд 413млн 861,4 тыс руб, по расходам –14 млрд 928 млн 776,6 тыс руб. Установить размер дефицита областного бюджета в сумме 514,9 млн руб (4,5% объема доходов областного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета).
У искушенного читателя сразу возникает вопрос, как же можно заведомо  планировать дефицит. Разумеется, если мы строим "карточные домики" на песке, то можно изображать радужные планы, не подкрепленные реальными цифрами.
Кстати: Напомним, что областной бюджет на 2004 год, с учётом поправок,  был утвержден с дефицитом в сумме 905 млрд 703 млн руб. По данным областного министерства финансов, за 8 месяцев положительная разница между доходом и расходом составила306 млрд 914 млн руб.
Нынешний бюджет прозрачен. Дефицит обозначен, но и указано, как он будет покрываться. За счет долговых обязательств области, муниципальных образований, выраженных в ценных бумагах, акций и иных форм участия в капитале, находящегося в государственной и муниципальной собственности, продаже этих акций и ценных бумаг. Ещё один источник дохода – это поступления от продажи земельных участков. Разумеется, оговорены кредитные соглашения и договоры, которые будут активно работать на область.
В новом бюджете, по сравнению с предыдущими, более активно задействованы рыночные механизмы.
Ну, а любое новшество, оно довольно часто встречает активное сопротивление, как это было, например, когда область хотела взять кредит у крупного банка. Часть депутатов областной думы помогли сорвать выгодную сделку. Это означает, что под угрозой могут оказаться важные планы, связанные с помощью малоимущим, поддержкой малого и среднего бизнеса.
Центр тяжести – на областной бюджет
В проекте закона можно отследить уже традиционные областные целевые программы "Старшее поколение", "Улучшение условий и охраны труда в Саратовской области", "Социальное развитие села". Село нуждается в серьёзной поддержке. Оно сейчас наконец-то стало выкарабкиваться из долговой ямы.
Справка "Земского обозрения"
В текущем году в Саратовской области на 18,3% сократилось число убыточных сельхозпредприятий. Теперь их у нас 206, их доля в общем количестве областных сельхозпредприятий составляет 27%, в то время как ещё в 2002 году их доля была 50%. В Лысогорском и Алгайском районах области убыточных совсем нет. По одному убыточному сельхозпредприятию в Хвалынском, Краснопартизанском и Питерском районах. Быстрее всех снижают количество таких сельхозпредприятий в Марксовском, Татищевском, Балаковском районах. Специалисты Минсельхоза надеются, что организованные ими мероприятия по снижению количества убыточных предприятий позволят сократить их численность до конца года до 170.
Сельское хозяйство остаётся единственной отраслью экономики Саратовской области, в которой по итогам текущего года будет достигнут реальный 15% рост производства.
Как бы мы не сетовали на недостатки в работе областного руководства, рассчитывать на "руку Москвы" особенно не приходиться. Помощь федерального бюджета с каждым годом скудеет. Одно из свидетельств тому – 100% оплата за жилищно-коммунальные услуги для тех, кому не полагаются социальные льготы. А ведь хотели дотянуть с централизованными бюджетными дотациями по жилью до 2008 года (то ли средств не хватило, то ли решили, что наши люди и не такое выдюжат).
С учетом того, что решение социальных проблем "на завтра" не отложишь, область будет вкладывать миллионы и миллиарды рублей из своих средств на решение жизненно-важных вопросов. В их числе переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, предоставление субсидий на строительство (приобретение) жилья, социальное развитие села.
Не обойдены вниманием такие вопросы, как развитие борьбы с преступностью (буквально захлестнувшей в последнее время регион), профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Общее впечатление от бюджета: скроен крепко, по-хозяйски. Учтены даже такие моменты, как снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Принята во внимание, в связи с угрозой терактов, безопасность образовательных учреждений.
При этом, чтобы ни случилось, согласно статьи 21, не подлежит оплате за счет средств областного бюджета всё, что выходит за рамки сметы доходов и расходов. Вот только будет ли это исполнено?
Обратил внимание, что с главным финансовым документом тесно смыкается проект областного закона  "Об административной ответственности  в бюджетной сфере". Это ответ, как будет контролироваться расходование "денежного мешка" (мало ли кто захочет запустить в него руки).
Кстати: Наша область в числе первых начала использовать новейшие компьютерные технологии в финансовой сфере. Система "Бюджет" работает уже 2 года. Она позволяет автоматизировать весь бюджетный процесс - от составления до исполнения. За счет компьютеризации управлять бюджетным процессом и контролировать движение средств  становиться гораздо эффективнее.
Ну, а главный вывод по бюджету –2005 укладывается в простую житейскую формулу (без всех этих красивостей про светлое будущее): "как поработаешь – так и полопаешь".
P.S. За бортом темы осталось "банкротство" области и другие "страшилки и ужастики", работающие исключительно в пропагандистских целях. Как отметил руководитель областной думы С.А. Шувалов, разговоры о банкротстве области ничем не подкреплены.