СТАТЬИ


Красная цена

Олег Храбрый
«Эксперт»
Американским компаниям невыгодно быстро и дешево восстанавливать Ирак, поэтому возвращение к мирной жизни будет долгим и мучительным.
Полгода оккупации Ирака американо-британскими войсками и наступление священного для всех мусульман месяца Рамадан были отмечены пятью мощными взрывами в Багдаде. В скоординированных нападениях террористов-смертников на представительство Красного Креста и полицейские участки города погибли 26 простых иракцев, восемь иракских полицейских и один американский солдат. Пятый террорист-смертник так и не успел привести в действие взрывное устройство - схваченный иракскими полицейскими у полицейского участка на востоке Багдада, он кричал: "Смерть иракской полиции! Все вы предатели!" В этих словах сирийца, которому так и не удалось умереть, скрыто главное объяснение того факта, почему в понедельник 27 октября 2003 года - в день, который впору окрестить "иракским 11 сентября", - целью террористов стали не американские или британские солдаты, а сами иракцы.
Один знакомый иракец рассказывал мне в Багдаде о своей встрече с арабским добровольцем, который приехал из Сирии в Ирак "на джихад", но так и не успел стать мучеником: слишком быстро окончилась эта странная война. Арабские добровольцы были брошены иракскими военными на позициях один на один с наступающими американскими бронетанковыми дивизиями. Те из бедолаг, кто выжил в той бессмысленной бойне, пообещали отомстить - не американцам, самим иракцам. Мой приятель так передавал слова незадачливого волонтера: "Я видел по телевизору - вы готовы были умереть за Ирак, и мы готовы были умереть вместе с вами! Но вы обманули нас и заслуживаете смерти!"
Последовавшие за багдадскими взрывами нападения на другие полицейские участки страны окончательно развеяли сомнения американских военных относительно того, существует ли единое командование сопротивлением: до сих пор они не решались назвать начавшуюся в Ираке партизанскую войну скоординированной кампанией. В этом их не убеждал даже тот факт, что тактика иракских партизан совершенствуется день ото дня. Сейчас ноу-хау сопротивления заключается в том, чтобы привлекать американские патрули стрельбой, затем устраивать подрывы выехавших на происшествие "хэмов" и поливать огнем американских солдат из автоматического оружия и ручных противотанковых гранатометов (РПГ) со всех сторон. В Тикрите, родном городе Саддама, американские военные уже окрестили улицу, ведущую с базы в город, "аллеей РПГ".
Но пока можно утверждать, что в Ираке еще не произошло слияния акций иракских партизан, которые, как утверждает американское командование, уже осуществляют до тридцати нападений на военные патрули в день, с "джихадом" пришлых добровольцев, бьющих в самые больные и уязвимые места - по иракскому населению и гуманитарным организациям. Как бы там ни было с координацией пришлых и местных моджахедов, новости для коалиционных сил неутешительны. Из встречи западных репортеров с представителями иракского сопротивления можно извлечь следующую информацию: партизаны открыто заявляют, что американцы должны поймать Саддама Хусейна уже хотя бы для того, чтобы убедиться - он тут совсем ни при чем.
КУРИЦА И ЯЙЦО
Немецкие и французские дипломаты в европейских столицах как бы невзначай делятся с журналистами конфиденциальной информацией - потери американцев в Ираке якобы исчисляются десятками солдат в день. Немецкие источники указывают на то, что американский натовский госпиталь в городе Рамштейне в Германии битком набит ранеными с Ближнего Востока и из Афганистана. И хотя все эти информационные "сливы" похожи скорее на мощную дипломатическую контратаку аутсайдеров иракского восстановления, сам факт, что в Ираке происходит нечто, о чем мировое сообщество имеет весьма смутное представление, очевиден. Главная загадка всего иракского проекта, который сразу после окончания войны выглядел таким многообещающим, - как и на что тратятся гигантские суммы, выделенные на восстановление страны?
Чиновники Временной коалиционной администрации под руководством Пола Бремера в один голос утверждают, что главными препятствиями для быстрого восстановления Ирака являются "отсутствие безопасности и многочисленные акты саботажа". И действительно, за полгода работы оккупационных властей злоумышленники уничтожили около 700 столбов линий электропередачи, похищали медную проволоку, громили вновь завезенное и отремонтированное нефтяное оборудование, похищали нефть из нефтехранилищ и неоднократно взрывали нефтепроводы. Так, в августе произошла череда взрывов на северном трубопроводе, который доставлял нефть из Киркука в турецкий порт Джейхан - причем прессе было сообщено только об одном теракте. Несколько крупных подрывов в разных местах привели к приостановке откачки нефти на север и резкому снижению ее совокупного экспорта. Хотя транзит через южный порт Мина-аль-Бакр увеличился в три раза, он достигает сегодня не более 900 тыс. баррелей в день.
Хуже того, добычу нефти нельзя увеличить без увеличения подачи электричества, а электростанции Ирака не могут нарастить его выработку без дополнительных поставок газа и нефти - эту ситуацию американцы уже окрестили проблемой "курицы и яйца".
Плохо информированные американские конгрессмены и сенаторы не могут взять в толк, почему богатая нефтью страна должна восстанавливаться на деньги американских налогоплательщиков. Запрошенные Джорджем Бушем на восстановление и дальнейшую оккупацию Ирака 20 млрд долларов уже урезаны в ходе согласований до 18,4 млрд - половину этой суммы сенаторы по-прежнему хотят выделить в качестве долгосрочного займа, а заодно наладить жесткий контроль за тратой этих средств. Через полгода оккупации и восстановления американский истеблишмент наконец-то начинает осознавать, что второй (после Афганистана) и решающий американский цивилизационный проект XXI века по восстановлению ими же разрушенной страны может обернуться большим скандалом.
Ирак постепенно превращается в типичную "черную дыру", в которой безвозвратно исчезают сумасшедшие деньги. Схема эта типична: в условиях отсутствия контроля со стороны даже не уполномоченных иракцев, а самих американцев крупные корпорации, известные своими тесными связями с администрацией США, занимаются восстановлением страны, максимально завышая стоимость контрактов. Дешево восстанавливать Ирак им просто невыгодно. Как признался на условиях анонимности директор одной британской фирмы, работающей в Ираке, "я никогда не видел, чтобы западные бизнесмены были так коррумпированы и так виртуозно пользовались системой откатов при получении контрактов". Типичный пример: один крупный иракский бизнесмен заявил репортерам журнала «Ньюсуик», что он вынужден был поднять цену в своей заявке на тендер на 750 тыс. долларов, чтобы получить-таки заветный контракт в качестве субподрядчика. Разница ушла главному подрядчику. Бизнесмен посетовал: "Ни один иракец никогда не попросит такой большой взятки".
Интересно, что система откатов процветала последние двенадцать "блокадных" лет существования свергнутого режима и была продолжена новыми - оккупационными - властями. С одной лишь разницей: если целью правительства Саддама Хусейна был прорыв экономической блокады, то цель таких гигантов, как «Bechtel» и «Halliburton», заключается в извлечении сверхприбыли в то самое время, пока еще не решен проклятый вопрос с "безопасностью" и на иракский рынок не пришли другие компании. Никогда монополия какой-либо компании не бывает так сильна, как в условиях "военного времени".
Так, в начале октября национальная нефтяная компания Ирака «SOMO» сообщила, что закупает бензин в соседних странах по цене 90-98 центов за галлон (3,79 литра). Аналогичные закупки, которые почему-то параллельно осуществляет «Halliburton», идут уже по цене 1,59 доллара за галлон, а в рознице бензин стоит 1,62-1,7 доллара. Вопрос - почему?
Подразделение этого гиганта «KBR», которое получило от Временной администрации контракт на сумму 1,59 млрд долларов на восстановление нефтяной инфраструктуры Ирака, заявило, что причина больших издержек якобы в краткосрочности контрактов, которые заключаются с поставщиками бензина не более чем на 30 дней. Назвать своих поставщиков компания отказалась именно исходя из "соображений безопасности". Теми же соображениями руководствовался и генеральный директор Агентства США по международному развитию (USAID), которое играет ключевую роль в выборе подрядчиков в Ираке, когда заявлял, что не может послать аудитора в страну, так как это "военная зона".
Завышение контрактной цены в восстановлении Ирака фактически вытесняет иракские компании с рынка - в лучшем случае им отводится роль субсубподрядчиков. Чтобы оценить, каков разрыв в подобной ценовой политике и каковы последствия, достаточно одного примера. Так, цементный завод на севере Ирака в районе Мосула, который американские инженеры брались реконструировать по "западным стандартам" за 15 млн долларов, местные иракские компании вернули в рабочее состояние за 80 тыс. долларов. Понятно, что речь не идет о полной модернизации и ремонте "под ключ", но в течение считанных недель на предприятии было восстановлено производство и созданы рабочие места. Схема же, по которой работает, скажем, «Bechtel», такова: корпорация получает контракт, находит субподрядчика, тот, в свою очередь, субсубподрядчика, а сам гигант контролирует выделение и трату средств на всех уровнях - вплоть до самого последнего. В результате, по многочисленным заявлениям иракских инженеров, ремонт обычной школы претерпевает как минимум три этапа: по исходному тендеру планируется кондиционер в каждом классе, сам субподрядчик уже вынужден ставить в проектную смету всего лишь обычный воздухоохладитель. Субсубподрядчик закупает уже обычные вентиляторы по 11 долларов штука - и все это под неусыпным контролем чиновников «Bechtel».
ПРИЗРАК СОЦИАЛИЗМА
Даже критика за медлительность восстановительных работ используется командой Бремера для обоснования выбора именно американских подрядчиков. Тендеры теперь объявляются за три, максимум семь дней до прекращения приема заявлений, что оставляет иракские компании не у дел. И это касается всего - контрактов на охрану, ремонт и строительство домов, канализаций, поставок оборудования, оружия, амуниции для иракских полицейских и тому подобного.
Так, в начале октября Временная администрация объявила тендер на поставку иракским правительственным учреждениям 850 персональных компьютеров, факсов и телефонов и выделила на подачу заявок семь дней. По мнению многих бизнесменов, пытавшихся поучаствовать в этом тендере, конкурс на этот и подобные ему контракты был объявлен чисто номинально в оправдание уже поставленного вне всякого конкурса оборудования. Все решает, как правило, телефонный звонок какого-либо американского чиновника, ответственного за закупки и тендеры, в конкретную особо приближенную фирму со словами: "У нас для вас есть контракт".
До сих пор Правящий совет иракцев, вся власть которого, по меткому выражению чиновника администрации Бремера, заключается в том, что "он имеет возможность обнародовать свою точку зрения", недоумевает, зачем понадобилось закупать большую партию автоматов Калашникова и револьверов для иракской полиции на сумму более 20 млн долларов в Иордании, да еще по завышенным ценам, если в Ираке конфискованы сотни тысяч единиц оружия? Планирует администрация и потратиться на посылку иракских полицейских на учебу в Иорданию - контракт этот оценивается в сотни миллионов долларов и не оправдан никакими соображениями: кадры можно учить в десятки раз дешевле в самом Ираке.
Любые восстановительные работы и транспортные расходы дорожают в разы из-за системы страховых взносов, которые являются обязательным условием любого тендера. Так, представитель «Bechtel» на встрече с иракскими подрядчиками в Багдаде заявил им, что они не смогут участвовать в конкурсе на восстановление багдадского аэропорта, если не приобретут три различных вида страховки: компенсационную (до 10% от суммы контракта - она покрывает ущерб оборудованию и людям), страховку на заявку (финансовая гарантия, что компания не аннулирует свою заявку, - до 10% от общей суммы) и на подряд (гарантия, что работа будет завершена).
Когда один иракский подрядчик спросил, как и где можно получить такую невидаль в Ираке, представитель «Bechtel» тут же всех заверил, что американские страховые компании немедленно предложат им все виды страхования. То есть желающие участвовать в тендере нищие иракские компании обязаны еще и делать крупные страховые взносы, заведомо зная, что проиграют в этой игре.
Даже если им удается стать субподрядчиками в этой сумасшедшей гонке по отмыванию гигантских финансовых средств, они оказываются в абсолютной зависимости от подрядчика, главная задача которого заключается в освоении доступного бюджета, а не в его эффективном использовании. Результатом складывающейся системы взаимоотношений американских и иракских компаний является полное забвение конкуренции и полное отсутствие предпосылок для экономического роста.
Капиталистическая Америка строит в Ираке чуть ли не социалистическую экономику. Чего стоит предложение Пола Бремера, озабоченного растущим недовольством иракцев в отношении судьбы иракской нефти, обеспечивать каждую иракскую семью своего рода ежемесячным пайком в виде дивидендов от "природной ренты" - экспортных доходов от продажи нефти. Если эти планы будут осуществлены, Ирак превратится в страну, которая в гигантских масштабах будет проедать свои нефтедоллары.
Тем более что все предпосылки для этого уже есть: американская администрация, как может, "кормит" весь иракский офицерский корпус - лишь бы тот сидел дома и не брался за оружие: офицеры остались без работы и без средств к существованию и грозили начать вооруженную борьбу, если им не будет выплачиваться жалованье. На таком же двадцати-пятидесятидолларовом пайке сидят и иракские чиновники в многочисленных министерствах и ведомствах, функции большинства из которых подменены американской администрацией. Последствия "дебаасификации" Ирака - увольнение всех членов партии БААС со всех административных постов в стране специальным указом Пола Бремера - еще долго будут негативно сказываться на попытках Временной администрации воссоздать в стране новую административную структуру. Увольнение всех партийных без разбору - одна из роковых ошибок американцев, решивших, что можно начать историю Ирака с нуля: доводы о том, что большинство иракских чиновников вступали в партию лишь из карьерных, тактических соображений, в расчет не принимались.
В русле этой политики американские коммерческие компании готовы восстанавливать Ирак тоже как бы "с нуля" - с минимальным участием самих иракцев, игнорируя тот очевидный факт, что страна имеет огромные людские и материальные ресурсы, а также развитую инфраструктуру. Ведь безработица в разрушенной и лишенной законной власти стране достигает 75%, а великолепно образованных граждан больше, чем где-либо еще на Ближнем Востоке.
Сегодня иракское общество расколото: оно делится на тех, кто сотрудничает с американской администрацией, кто настроен нейтрально, и на всех остальных. Те, кто не работает на американцев, стреляют в них или уже готовы к сопротивлению. Наиболее эффективные управленческие кадры, на свой страх и риск решившись на сотрудничество с Временной администрацией, в любой момент готовы подать в отставку - провал в восстановлении страны компрометирует их в глазах иракцев и лишает политического будущего. Американцы не доверяют никому. По горькому замечанию одного из иракских разведчиков, который работал на Пентагон, передавая все последние данные о пораженных целях во время войны, "американцы очень доброжелательны. Когда они любят тебя, они действительно тебя любят, но как только ты выполняешь свою работу, они тебя тут же забывают".
В ДОЛГУ У ВСЕХ
Наиболее очевидным следствием отторжения от "освобожденного общества" стала практика завоза в Ирак иностранной рабочей силы - как правило, это выходцы из Южной Азии: пакистанцы, индусы, бангладешцы и непальцы. Они занимаются строительством тюрем и других объектов, "связанных с безопасностью", а также поставкой провизии американским войскам. Особенно не доверяют иракцам саудовские и кувейтские бизнесмены, которые тоже предпочитают иметь дело с импортной рабочей силой. Эта практика отдаленно напоминает политику англичан во время первой мировой войны: они завозили из Индии в Ирак в больших количествах урду-бенгалиговорящий обслуживающий персонал. Тот исторический проект никак нельзя назвать удачным - достаточно взглянуть на многочисленные английские кладбища, разбросанные по всей стране.
Сегодня все финансовые средства - прежде всего с ооновских счетов, через которые обслуживалась ооновская программа "Нефть в обмен на продовольствие", а также захваченные в банках страны, замороженные на счетах за границей и перечисленные из бюджета США - стекаются в созданный Пентагоном Фонд развития Ирака.
Прозрачность активов этого фонда сразу была поставлена под сомнение: любая финансовая структура, созданная оборонным ведомством, немедленно утрачивает мобильность и транспарентность. При этом чиновники госдепа подчеркивают, что восстановительные работы в Ираке идут куда быстрее тех, что осуществлялись по плану Маршалла полвека назад.
Но главная отличительная особенность восстановительных работ в послевоенной Европе заключается в том, что Америка осуществляла поставки оборудования и финансовых средств исключительно по заявкам европейских заказчиков - именно европейцы определяли, где, что и почем они сами будут строить. План Маршалла вошел в историю как очевидный и безоговорочный успех. Иракский проект, который уже назвали "войной Рамми" (этим подчеркивается роковая роль министра обороны Доналда Рамсфелда в руководстве восстановлением страны), грозит обернуться провалом. Предвидя грядущий кризис, Белый дом решился перераспределить полномочия внутри конкурирующих политических групп, занятых иракским проектом. В начале октября Джордж Буш объявил о создании специальной стабилизационной группы по Ираку, которую возглавила Кондолиза Райс - в ее функции будет входить преодоление "конфликта интересов" между госдепом и Пентагоном. Прямым следствием этих решений стало отсутствие замминистра обороны по политическим вопросам Дугласа Фейта на заседаниях по восстановлению Ирака.
Поскольку главная задача госдепа сегодня - любыми способами "разделить ответственность", представить иракскую операцию как многонациональный проект, неамериканские компании получают уникальный шанс пробить брешь в нынешней экономической блокаде Ирака. Состоявшаяся в Мадриде в конце октября конференция по восстановлению страны, на которой американская администрация надеялась собрать с "миру по нитке" недостающие средства на восстановление Ирака, стала возможна только после этой коррекции внешней политики США. Европейские спонсоры Ирака были единодушны в том, что необходимо создать отдельный от американцев фонд по восстановлению Ирака под руководством ООН и Всемирного банка. В необходимости этого шага их убедили шесть месяцев малопродуктивных переговоров с США об условиях работы международной мониторинговой группы ООН, которая в соответствии с резолюцией N1483 имеет полномочия на аудит всех финансовых операций по восстановлению Ирака, но так и не смогла ими воспользоваться.
Добившись резолюции, американцы тут же проигнорировали те ее требования, в которых предпринята попытка сделать все финансовые операции по восстановлению страны прозрачными (к этому их обязывает уже хотя бы факт перевода со счетов ООН на счета Фонда развития Ирака одного миллиарда долларов, оставшихся от программы "Нефть в обмен на продовольствие").
На мадридской конференции США удалось добиться от Испании, Саудовской Аравии, Кувейта, Японии, Европейского союза и других стран, а также Всемирного банка и Международного валютного фонда финансовых гарантий на сумму 13 млрд долларов. С одной поправкой: большая часть этих средств выделена в качестве займов. Несмотря на то что нет надежд на возвращение этих средств страной, чьи долговые обязательства в десять с лишним раз превышают ее ВВП (к слову, по оценке Всемирного банка, предельно допустимым является долг, который больше ВВП страны в полтора раза), нынешние спонсоры иракского восстановления идут на это.
Обременение Ирака новыми кредитами - тактически выгодный шаг нынешних аутсайдеров реконструкции. Это будет способствовать сохранению в силе прежних долговых обязательств, которые американцы пытаются списать (списывая старые долги, неизбежно придется списать и новые, что невозможно), а также послужит мощным и, пожалуй, единственным инструментом давления на оккупационную администрацию, не желающую сегодня делить с кем бы то ни было захваченную страну. В ходе будущих торгов за реструктуризацию грандиозного иракского долга в Ираке появятся новые игроки, которые получат шанс попасть на иракский рынок и со временем составить достойную конкуренцию агрессивным американским компаниям. Сегодняшнее сопротивление оккупантам в Ираке, преследуя свои узкие цели, невольно решает и более важную, не столь очевидную для жаждущих мести иракских партизан задачу. Оно заставляет американцев бояться своего одиночества в самом сердце Ближнего Востока.