СТАТЬИ


У русских собственная гордость

Беседовал Олег ПЕТРОВ
Григорьев Федор Андреевич.
Русский. Родился в селе Бобровка Красноармейского района Саратовской области. Окончил юридический институт. Долгие годы занимался комсомольской и партийной работой. Служил в Афганистане. Профессор, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации. В 1996 году избран ректором Cаратовской государственной академии права. Председатель областной комиссии по помилованию. Член совета ректоров областных вузов. Почетный гражданин Саратовской области.
 
САМОЕ СТРАШНОЕ – ИЗМЕНИТЬ СЕБЕ
–        Федор Андреевич, быть ректором одного из самых авторитетных
и крупных вузов России – это тяжело?
–        Ни моральной, ни физической усталости нет, была усталость
психологическая. Да и та прошла. Зачисление в студенты, слава богу, закончилось. А то в приемной было не протолкнуться, родственники неудачливых абитуриентов, просто-таки брали измором.
–        Так у вас и сейчас, по-моему, в приемной человек пять с
записочками сидят. Почему знаю, пока ждал вас, разговоры их слышал. Они это и не скрывают…
–        Вот-вот, только ведь меня записочками и телефонными звонками
«сверху» не особо убедишь, если сам вижу, что человеку нужно и можно помочь –  и так помогу, без указаний, а если человек законченный наркоман, к тому же развращающий однокурсников, то я его в студентах никогда не восстановлю, хоть трижды ты мне это авторитетно рекомендуй. У меня, как у истинно русского человека, собственная гордость и свой взгляд на все и вся.
–        Свой взгляд – в рамках существующих законов? Или способный
увидеть необходимость изменения устаревших норм?
–        Новые законы – не самоцель. Вспомните, как резко после избрания
Юрия Владимировича Андропова руководителем страны изменился государственный режим. Но ведь он не изменил ни одного существенного закона! Знаете, одна из причин, почему я доверяю и симпатизирую таким государственным деятелям, как Владимир Владимирович Путин и Дмитрий Федорович Аяцков, та, что каждый из них по-своему чем-то напоминает мне Ю.В.Андропова. Оба по мере сил проповедуют порядок и законность. А эти понятия - базисные для любого сильного государства. Даже для таких во всех отношениях разных стран, как Германия и Китай.
–        Как понимаю, вы – сторонник сильной власти. А не боитесь, что при
такой власти демократические реформы будут свернуты?
–        Смотря что иметь в виду, говоря о демократических реформах. Если
ваучеризацию и приватизацию, то это обыкновенный грабеж земли русской и каждого из нас. Как опытный юрист говорю, даже при всем несовершенстве законов, при проведении приватизации многие из них были нарушены.
- Вы активный сторонник «Единой России». Почему именно этой партии?
–        Прежде чем ответить, позвольте и вам задать вопрос. А вы состоите в
В какой-то партии?
–        Симпатизирую единороссам, а так беспартиен…
–        Не одобряю. Сознательный человек должен всё же в жизни
руководствоваться какой-либо политико-экономической идеей, по мере сил бороться за ее воплощение. Почему я, член КПСС с 30-летним стажем, стал единороссом? Потому что и сегодня, и на обозримую перспективу, с серьезно поставленной организаторской и идейно-патриотической работой эта партия - единственная.
Я – ректор юридического вуза. Передо мной и преподавательским коллективом две задачи. Выпускать специалистов высокой квалификации – во-первых, но при этом, во-вторых, они должны быть политически грамотны и активны. Признаю, в 90-е годы, в том числе и в нашем вузе, это делалось зачастую спустя рукава. Отсюда и так называемые «оборотни» в погонах, они ведь тоже когда-то и где-то учились и воспитывались. И, думаю, в своей области стали крепкими профессионалами, но при этом людьми бездуховными. По тем реальным шагам, которые делает и открыто декларирует наша партия, видно, что в первую очередь ставка делается на духовное возрождение россиян. Наш преподавательский коллектив в работе со студентами ставит те же задачи. Не всё получается? Конечно, не всё. Но лиха беда начало.
–        На производстве или в вузе, в партии, да везде успех или неудачу
определяют человеческие отношения. Что для вас главное во взаимоотношениях?
- Для меня главное – не изменить себе, своим принципам. Поэтому в дружбе, как и ненависти, я постоянен. Мне по-человечески неприятны в любой форме предатели, двурушники, люди, позволяющие себя хулить и меняющие политические, личностные симпатии как носки по утрам. Больно много в чиновничье-предпринимательской среде у нас развелось молчалиных. Мне трудно, даже вспоминая характеристику, данную Грибоедовым своему герою, оценить и понять истинные мотивы их поступков и действий. 
Часто вспоминаю песню В. Высоцкого «Если друг оказался вдруг…». В ней много печальной мудрости. Например, заметил – в основном критика губернатора и его команды исходит (и финансируется) от людей, которые однажды, по разным причинам, оказались по отношению к Д.Ф. Аяцкову в положении: «…и не друг, и не враг, а так…».
Такие особы только и умеют, что декларировать то явно популистские невыполнимые экономические идеи, то политические: от искаженной коммунистической до виртуально-либеральной, умело и красиво говорить и обещать, провокаторски критиковать, при этом абсолютно не умеют и не хотят работать. Такой тип людей, которых еще В.И. Ленин назвал «чудаками», во властных и экономических структурах губернии обширен. В этом, считаю, наша главная беда и тормоз для дальнейшего развития.
            Мое мнение однозначно – выбрали президента страны, так давайте сплотимся вокруг него, поможем по мере сил и умения реализовать потенциал великой державы, выбрали губернатора, во всем помогаем ему, не сея при каждом удобном случае семена раздора и ненависти. Не получается…
–        Исчерпывающий ответ. Я у вас как у юриста хочу спросить. В России
закон и справедливость – понятия-синонимы?
–        И в России, и во всем мире, к сожалению, зачастую это пока вещи разные.
Закон испокон веков был запущен как механизм добывания и восстановления справедливости. Однако состояние юстиции везде далеко от идеала. Мы должны к нему стремиться, но все это останется мечтой, пока страна не начнет стабильно экономически развиваться.
 
БОЛЬШЕ ЮРИСТОВ. ХОРОШИХ - НЕ РАЗНЫХ
 
–        Федор Андреевич, известно, что всякий россиянин, мечтающий стать
юристом, посчитал бы за честь получить диплом возглавляемой вами академии права. Но, видимо, у вас есть не только признанные всеми достижения, но и перспективные планы. Расскажите о них…
–        Академия права сегодня - один из ведущих и престижных юридических
вузов России. Подтверждение тому - ежегодно повышающееся число абитуриентов. В этом году первокурсниками по всем формам обучения стали 3 тысячи 375 человек.
 
Наш материально-технический, научный, учебный потенциал с начала 90-х годов постоянно растет. Как и авторитет академии. Не случайно группа наших ученых приняла активное участие в разработке Кодекса России об образовании, основанного на признании образовательного права как самостоятельной отрасли юриспруденции.
 
Не так давно (причем на условиях самофинансирования) окончено строительство и сдана в эксплуатацию вторая очередь 5-го учебного корпуса Института прокуратуры. Что позволило улучшить организацию учебного процесса и условия работы профессорско-преподавательского состава 16-ти кафедр, институтов повышения квалификации и переподготовки  специалистов, юстиции и магистратуры. Открыты два читальных зала на 200 и 50 мест. Введены в эксплуатацию новые учебные корпуса в Балаковском и Смоленском филиалах академии.
 
Впервые в этом году мы осуществили набор студентов по специальности «политология», а также на факультет нормотворческой деятельности.
 
Вообще, все наши успехи в разных областях, от научно-педагогической до материально-технической, перечислять нет смысла – много газетного места
займет. Скажу лишь о некоторых. В пять раз, до полутора миллионов рублей увеличен объем научных исследований по федеральным программам, 1,2 млн рублей составил объем НИР по грантам, направленным на финансирование фундаментальных исследований.
 
С радостью отмечу, что четверо наших молодых преподавателей Блинов А.Г., Петров Д.Е., Коновалова Н.Н., Разгильдиева М.Б. и их научные руководители Байтин М.И., Манохин В.М., Химичева Н.И., Разгильдиев Б.Т. завоевали в истекшем учебном году гранты президента РФ. Свыше миллиона рублей привлечено внебюджетным фондом развития науки за этот год. Именно из этих средств финансируется деятельность диссертационных советов, научные командировки наших преподавателей, докторантов и аспирантов, проведение научных конференций.
 
Планы рождаются из проблем, а их немало. К слову, на некоторые проблемы нам указали и студенты в ходе недавно проведённого анкетирования по организации учебного процесса.
 
–        Если говорить о проблемах, то мне сразу вспоминается, как с иногда
даже злорадством ряд местных изданий пишет о росте наркомании среди студентов Академии.
–        Иногда прямо-таки тошнит от хамовато-всезнающей манеры общения
и изложения, если брать отдельных саратовских журналистов. Вот вы не знаете – задаете вопрос, они, так же не зная фактов, начинают сразу что-то там писать. По принципу – лишь бы было похоже на страшилку.
 
Конечно, среди наших студентов, к сожалению, есть употребляющие наркотики. Кто из ректоров вузов страны скажет, что у него таких студентов нет – пусть бросит в меня камень. Мы с этой, поистине бедой, боремся всеми силами. В частности, организована работа кабинета по профилактике наркомании и наркотизма (руководитель профессор И.Н. Коновалов). В нем будут организованы консультации ведущих психологов, психиатров, наркологов и других специалистов на безвозмездной основе. По нашим подсчетам, постоянно употребляют или пробовали наркотики не более 1% студентов, что характерно, в основном из очень обеспеченных семей. Совместно будем бороться за их здоровье и будущее…
 
–        И в завершение, Федор Андреевич, расскажите о проблемах уже не
воспитания, а обучения.
- Нам следует развивать дистанционное обучение. Пакет документов по такой форме обучения пока не разработан, хотя по этой тематике именно на базе нашей области в мае нынешнего года защищена дипломная работа в академии управления при администрации президента РФ замдиректором по учебной работе Института юстиции В.В. Самсоновым.
 
Но главная проблема– качество обучения. Уровень преподавателей у нас очень высок, судите сами: 55 докторов наук, 42 профессора, 260 кандидатов наук, 127 доцентов. В академии почти 600 компьютеров, оборудовано 7 компьютерных классов, с 171 рабочего места функционирует доступ в информационную сеть Интернет, к электронной почте, справочно-правовым системам. К концу года нужно ввести в строй новую АТС.
 
Организованы нами научно-исследовательские центры по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, а также финансового права. Цель – проводить социологические исследования, семинары по правоприменительной практике, юридические консультации по наболевшим проблемам в области жилищного законодательства, налогообложения и права, юридическое сопровождение фирм, разработку юридических актов.
 
Справимся мы с этой задачей, не поверхностно, а глубинно, пока вопрос. В общем, все наши проблемы, как и достижения, тоже трудноперечислимы. Главное, что все они решаемы – от нас все зависит.