СТАТЬИ


Интеллектуальная агрессия против армянской научной мысли финансируется Госдепом США

http://www.regnum.ru
"Вот уже более 10 лет, как армянская государственность на Южном Кавказе находится в состоянии войны. И если на начальной стадии война главным образом проявлялась в форме ведения активных боевых действий, то уже с середины 1990-х годов она все явственнее приобретает формы экономического "выкуривания" - блокады и психологической экспансии. Интеллектуальная агрессия, которой подвергается армянская научная мысль и историография в частности, финансируется Государственным департаментом США и находит свое отражение в последовательном искажении основополагающих вопросов армянской истории, начиная с древнейших времен. Ориентированная на курс резкого ослабления этнокультурного иммунитета армянского народа, грубая и циничная фальсификация национальной истории имеет целью разрушить феномен преемственности в сознании армянского народа и оголить тем самым единственный по сути - историко-культурный тыл нации. Сегодня линия фронта пролегает в том числе и по академическим коридорам и армянская научная элита не имеет права игнорировать этот факт". Вышепроцитированное - лишь небольшой абзац из заявления группы армянских историков, обнародованного в рамках состоявшегося 15-20 сентября в Ереване первого Международного конгресса арменоведов.
Противоречие между действующими за рубежом и в Армении арменоведческими центрами с особой остротой выявились после опубликования в 1998-м году историком Арменом Айвазяном монографии "Освещение истории Армении в американской историографии. Критический обзор". Автор исследования на конкретных примерах фиксировал факт функционирования, главным образом в США, целой плеяды арменоведов (Рональд Сюни, Роберт Томсон, Джеймс Рассел и др.), фальсифицирующих историю Армении и тесно сотрудничающих с архитекторами кавказской и ближневосточной политики Вашингтона. Книга произвела эффект разорвавшейся бомбы. Известный армянский историограф, академик Манвел Зулалян назвал работу молодого ученого "научным подвигом и предостережением, призванным напомнить некоторым представителям академических кругов Армении, что их чрезмерное увлечение отдельными западными арменоведами таит в себе большую опасность, в том числе и в политическом плане". Позиция М.Зулаляна была поддержана и рядом других известных историков.
Обратный эффект исследование произвело в отдельных арменоведческих центрах США. Официальный Ереван достаточно долгое время занимал нейтральную позицию по этому вопросу. На уровне замминистра ИД РА несколько раз лишь заявлялось, что "конфронтации нет, а имеет место исключительно научный спор". Ситуация тем временем усугублялась, так как американские арменоведы все чаще и чаще входили в контакт с турецкими историками и с представителями сформированной под эгидой Вашингтона турецко-армянской комиссии по примирению. Лишь на состоявшемся в прошлом году форуме "Армения-Диаспора" было принято решение о проведении в Ереване международного конгресса арменоведов. Завершивший свою работу 20 сентября конгресс таким образом был призван обсудить накопившиеся в сфере арменоведения проблемы и выслушать позиции сторон.
Из замечаний академика Грача Симоняна: "Обсуждения этого важнейшего, непосредственно связанного с пунктами национальной безопасности РА вопроса, увы, не произошло. На конгрессе не были представлены стороны противостояния". Член организационного совета Форума, академик Радик Мартиросян в связи с этим заявил: "Мы пригласили всех без исключения зарубежных арменоведов. В целом лишь одно лицо не получило нашего приглашения, но имени его я разглашать не буду". В работе конгресса не приняли участие получившие приглашения Джеймс Рассел, Роберт Томсон и Рональд Сюни. Последний в настоящее время весьма тесно сотрудничает с бывшим советником по внешним делам экс-президента РА Левона Тер-Петросяна Жирайром Липаритяном. Не допущенное же к работе конгресса единственное лицо - Армен Айвазян, в интервью ИА REGNUM заявил: "В этом нет ничего удивительного. Спонсировали конгресс международные фонды, которые не были заинтересованы в позитивной полемике. Помимо всего прочего, упомянутые американские арменоведы никогда не вступают в открытые научные дебаты с армянскими коллегами, довольствуясь лишь тиражированием лженаучных тезисов за океаном. Отмечу лишь, что вызывающий сегодня "определенные сомнения" факт Геноцида армян - это только вершина айсберга. То же самое творится и во всех других хронологических отрезках истории Армении".
Касательно проповедуемых двумя арменоведческими школами диаметрально противоположных взглядов, академик Манвел Зуланян заметил: "Турецкая историография тоже знает спорные вопросы. В Турции практически функционируют три школы: националистическая школа историографии, буржуазно-объективистская и пантуранская, для которой вообще не существует научных категорий. Споры между ними часты и весьма жестки. Однако когда речь заходит об истории армян, об Армянском нагорье, то все указанные школы, подобно лакмусовой бумажке, меняют свои цвета и сливаются в единый антиармянский цвет. Думаю, что в этой связи нам есть о чем подумать. Историография - это не только научная, но в равной степени и политическая дисциплина".
Против такой позиции не преминули выступить Погос Зекиян (Италия) и Винсент Лима (США). Они, в частности, заявили, что "наука изначально ориентирована на истину, а не на соответствие национальным и государственным интересам того или иного субъекта международного права". Погос Зекиян настоял также на изъятии из текста принятой на Конгрессе Резолюции пункта о решающей роли государства в деле развития арменоведения. Сомнение на сей счет ранее успел высказать и заведующий кафедрой арменоведения Калифорнийского университета Ричард Ованесян (США) - отец бывшего главы внешнеполитического ведомства РА Раффи Ованесяна. Заметим, что в прошлом году на очередной встрече с турецкими коллегами в Вашингтоне маститый ученый - общепризнанный знаток новой и новейшей истории армянского народа, отличился сенсационным заявлением: "Пожалуй, я устал от вечной конфронтации с турками. Ведь есть же точки соприкосновения интересов".
Завершивший 20 сентября свою работу первый международный Конгресс арменоведов явил собой синтез сугубо политических и научных нюансов. И это неудивительно, ибо, как замечают участники Конгресса, "сегодня пишется новая история человечества, и эта работа как правило протекает в аналитических конторах США. Именно в Вашингтоне сегодня редактируется история регионов и вычерчиваются векторы ее перспективного развития". Прибывшие в столицу Армении из 25 стран мира 88 представителей арменоведческой науки в большинстве своем прекрасно осознают этот факт. И, как заявил один из историков, "одна лишь научная борьба с ветряными мельницами большой политики - это не всегда тонкий ход".