СТАТЬИ


МОБИЛИЗАЦИОННЫЕ УЧЕНИЯ - ДЕНЬГИ НА ВЕТЕР

Михаил Тимофеев
"Независимое военное обозрение"
Российская армия по-прежнему готовится к прошедшим войнам

В Северо-Кавказском военном округе под руководством начальника штаба - первого заместителя командующего войсками СКВО генерал-лейтенанта Алексея Маслова завершились крупные командно-штабные мобилизационные учения (КШМУ), на которые привлекались около 50 тыс. резервистов. В рамках этого мероприятия впервые за несколько последних лет на территории Краснодарского края были отработаны вопросы призыва и распределения офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат запаса по воинским частям.
 
Военные думают, что возобновление подготовки мобилизационных ресурсов - признак утверждения стабильности в стране. Однако есть основания думать, что прошедшие на Северном Кавказе КШМУ скорее признак стагнации в деле подготовки страны и вооруженных сил к возможным конфликтам.
 
БЕГ НА МЕСТЕ
По-прежнему военные применяют в своей практической деятельности выкройки и шаблоны, изготовленные еще до Великой Отечественной войны. Иными словами, после десятилетнего перерыва возобновление мобилизационной подготовки в стране и российской армии так и проводится по нетленным рецептам советской.
 
Как известно, многомиллионная армия победившего социализма готовилась во многом и после 1945 г. воевать по образцу и подобию РККА времен Великой Отечественной войны. Об этом говорят практически все сохранившиеся документы учений 1960-х, 1970-х и 1980-х гг. Разумеется, относится это не ко всем Вооруженным силам, во многих видах которых в послевоенные годы произошла настоящая научно-техническая революция.
 
Пальма первенства по подготовке к давно прошедшим сражениям по-прежнему принадлежит к самой отсталой (причем во всех отношениях) части отечественных ВС - Сухопутным войскам (почему так произошло - отдельный вопрос). Косность и твердолобость значительной части российских общевойсковых генералов общеизвестны и до сих пор настолько велики, что отказаться от многих откровенно отживших свое догматов и символов веры они просто не в состоянии и поныне. Не в последнюю очередь это относится к стратегическому развертыванию Вооруженных сил, во многом скалькированному с документов аналогичного характера образца 1941 г. В этой связи иногда кажется, что каноны Висло-Одерской и Берлинской операций 1945 г. навсегда вшиты в головах многих военачальников под красными околышами. Даже в Афганистане в 1979-1988 гг. некоторые из них пытались навязывать подчиненным оперативно-тактические приемы 50-летней давности.
 
С КЕМ И КАК ВОЕВАТЬ "ПАРТИЗАНАМ"?
Трудно отделаться от мысли, что никакие выводы из локальных войн и вооруженных конфликтов в российской армии так и не делаются. В частности, "Шок и трепет" образца 2003 г. показал полную бессмысленность массовой армии, основанной на призывном принципе комплектования вооруженных сил. Даже если бы Саддам Хусейн провел в своей стране тотальную мобилизацию и поставил под ружье миллионы иракцев, это продлило бы агонию режима не более чем на несколько суток.
 
Тем не менее в отечественных Вооруженных силах игры в мобилизацию образца 1914 (или 1941 г.) продолжаются. Причем абсолютно никаких новшеств в эту сферу за последние 60 лет с маниакальным упорством не вносится. Любые попытки модернизации тормозятся на стадии осторожного высказывания первых предложений о том, что отечественная система стратегического развертывания Вооруженных сил устарела настолько, что в гипотетическом вооруженном противоборстве с современным и высокотехнологичным противником российская армия попросту обречена.
 
Разумеется, полностью отказаться от призыва резервистов на военную службу в особый период сегодня нереально. Это касается в первую очередь подразделений Тыла Вооруженных сил, который в мирное время содержится в численности не более 5% от штатов военного времени. Даже американцы периодически прибегают к этим своеобразным мини-мобилизациям в целях усиления частей обеспечения и обслуживания. Однако подобные мероприятия практически не затрагивают соединений видов вооруженных сил США, обеспечивающих основной вклад в успех на поле боя. Там все на 100% готово к войне уже в мирное время.
 
Современного вооружения, военной техники и экипировки на призванных бойцов сегодня нет. Да и откуда им взяться, если вышеперечисленного не хватает даже для ведения боевых действий в Чечне. Необходимой численности кадровых офицеров, особенно в звене рота-батальон, которые в целом определяют успех на поле боя, на развернутые части тоже не будет. Лейтенантов - старших лейтенантов сегодня катастрофическая нехватка даже в соединениях и частях постоянной готовности.
 
Воевать на равных такие с бору да с сосенки собранные полки и дивизии в войне с применением только обычных средств поражения с вооруженными силами индустриально развитых стран Запада и Востока, по единому мнению экспертов, не смогут.
 
Поставленный перед "партизанской" мотострелковой дивизией объем боевых задач вполне может решить эскадрилья современных истребителей-бомбардировщиков отечественного производства. К тому же добавим, что если эта дивизия из состава стратегических резервов второй очереди, то она вооружена только стрелковым оружием и гранатометами, танками позавчерашнего дня типа Т-64, разномастной артиллерией, устаревшими средствами связи, а боевых бронированных машин для пехоты не предусмотрено по причине их отсутствия. В гипотетический бой "партизаны" пойдут на колесных автомобилях, мобилизованных из "народного" хозяйства. В общем, почва для массового героизма создается загодя.
 
Источником новых веяний должен быть только Генеральный штаб и подчиненные ему научные подразделения. Однако за истекшее десятилетие никаких стройных учений и разработок, которые бы стали известны российскому обществу, из недр мозга армии так и не вышло. Мировоззренческие основы строительства и применения современной российской армии по-прежнему опираются на советские представления о дубине народной войны, рассчитывать на которую с каждым годом все трудней и трудней.