СТАТЬИ


НЕ ПЕРЕИМЕНОВАТЬ ЛИ «СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ» ТЕАТРЫ САРАТОВА?

Елена РАСТЕГАЕВА
Абсурдно и самонадеянно заявлять, что Саратовская губерния богата талантами, как ни одна другая. Хотя известно, что каждый кулик хвалит своё болото. Но не пристало нам, скромно потупив глаза и шаркая ножкой, заученно твердить, как мантру, лишь пару-тройку имен. Радостно, что они известны всей стране. Ещё приятнее, что в лучах их славы можно погреться. Однако этого «тепла» хватает далеко не на всех жителей области.
 
Нам есть, кем гордиться кроме Столыпина и Чернышевского. Упускается из виду целое созвездие актеров, музыкантов, художников и писателей, так или иначе связанных со «столицей Поволжья». Одни провели здесь всю жизнь; другие, начав карьеру в Саратове,  покинули родину, сохранив самые теплые воспоминания о месте рождения и дебюта. Исключительные личности прибывали в гостеприимный край, будучи уже зрелыми людьми, и своей деятельностью способствовали расцвету искусств, научным открытиям, росту самого города.
            Почему же так избирательна память?!
            Или нужно безвременно, при трагических обстоятельствах, уйти в мир иной, чтобы потом некто дал «добро» на присвоение твоего имени академии, институту, улице. Да и кому известно, насколько «безоблачным» было небо над головой того же Слонова Ивана Артемьевича - выдающегося актера и режиссера. Он не уроженец области, но сделал  для нее столько, сколько б не смог и иной местный. Именно благодаря Слонову драматический театр Саратова достиг высочайшего уровня.
Одна из улиц носит его имя, но не театр, которому мэтр отдал свои лучшие годы.
В далеком 1918 году казалось естественным отпраздновать столетний юбилей К.Маркса увековечиванием его заслуг в сердцах будущих поколений. Не придумали ничего парадоксальнее, чем окрестить театр драмы именем теоретика социализма. Как точно подметили его роль в истории!
            Почти так же обстояло дело и с оперным. Вновь столетие (1928), и имя Николая Гавриловича «воссияло» над университетом, городским театром, улицей. Чернышевский считался выдающимся ученым и писателем. Но не музыкантом! Правда, в то время репертуар театра был смешанным, но впоследствии-то он стал исключительно музыкальным.
Пора внести ясность и решить этот вопрос со всей справедливостью – великолепными дирижерами, актерами, композиторами саратовцев Бог не обидел. К примеру, композитор В.В.Ковалев, создатель множества произведений, в том числе балета «Девушка и Смерть», снискавшего автору славу и в СССР, и за пределами страны. Или А.О.Сатановский - прекрасный пианист, дирижер, много сделавший для оперного театра.
            Но забывают не только их.
            Как будто и не было Л.А.Руслановой, - великой певицы, исполнительницы русских народных песен; И.Я.Паницкого – гениального слепого баяниста, чье творчество поставило баян, к которому прежде в профессиональных кругах относились, как к простой гармошке, на один уровень с аккордеоном, кларнетом, скрипкой.
            Эти люди прославили свою родину, известны и в России, и за её пределами. А в родном городе ни одно учебное заведение, ни один театр, ни один оркестр не носит их имен.
            Знаменитостей много, их заслуг ещё больше. Ведь деятельность любого из названных нами не ограничивалась работой «по специальности» - они прививали зрителям и слушателям «вкус», умение понимать прекрасное, мыслить, и мыслить неординарно.
            У кого возникают сомнения в том, что они заслужили почтение?!
            Ах да! Сейчас принято всё сводить к понятию выгоды или её отсутствию. В связи с этим хочется заметить, что помимо этического подтекста, уважение и неусыпное внимание к почившим героям приносят со временем и экономическую пользу. Вы задавались вопросом, почему в старой столице Японии – Киото обилие туристов? Дело не только в возрасте города. В нем много храмов, в которых стоят статуэтки божеств. Жители почитают их, заботятся, оберегают, поддерживают в изумительном состоянии многовековые строения. Культура такого народа привлекает, следовательно, приносит прибыль. Однако это не означает, что японцы стараются ради денег.
Подумайте: если спустя 10-20 лет Саратов будет известен не только южным климатом и красивым зданием консерватории, но «аллеей звездных имен», отношение к которым проникнуто бескорыстным трепетом, многие подумают: «Должно быть, это очень необычная земля, раз так много талантов и гениев вышло из её недр. Интересно туда съездить». И именно тогда слова: «Сделаем Саратов столицей Поволжья!» перестанут быть просто эффектной фра