НОВОСТИ


Альманах "Культура" № 1. «Разноголосье одного голоса»

Фёдор Саликов
         19 марта 2004 года в выставочном зале СХУ им. А. П. Боголюбова открылась выставка живописи С. К. Таратухина, приуроченная к 50-летию со дня рождения художника.
         Место проведения выставки изначально не вызывало сомнений, поскольку Таратухин является директором вышеуказанного заведения. В таких случаях, как правило, принято выражать чувства удивления и восхищения по отношению к человеку, в котором мирно уживаются столь непохожие друг не друга таланты художника и администратора. Однако мы постараемся обойти стороной организационные способности юбиляра, так как увиденные на выставке картины вызывают у нас желание поговорить в первую очередь о Таратухине – живописце.
         Станислав Константинович сформировался как художник сравнительно недавно – во второй половине 90-х годов. Это совершенно не означает, что в предыдущие годы Таратухиным не было создано ничего примечательного. Его колористическое дарование было отмечено как критиками – Э.Арбитманом, Е. Водоносом, так и коллегами – художниками. Такие картины периода 70 – 80-х годов, как «Натюрморт со свечей», «Красный натюрморт», «Натюрморт с кубком», свидетельствуют о незаурядном живописном мастерстве автора.
         И все же загруженность работой в СХУ, где Таратухин выполнял в ту пору функции завуча, не позволяла художнику активно участвовать в крупных областных и региональных выставках.
         Период становления – главный в жизни любого художника. В данном случае можно сказать, что не было бы счастья, да несчастье помогло. Во второй половине 90-х годов Таратухин по независящим от него причинам вынужден был оставить работу в СХУ, завучем в котором он проработал более 15-ти лет. Оказавшись в новых для него рыночных условиях, художник не только сумел удержаться не плаву в финансовом отношении, но, что гораздо более важно, нащупать свою тему в искусстве.
         Перед зрителями, посетившими выставку, предстает многоликий, неоднозначный, разноголосый образ того одновременно веселого и бестолкового и страшного периода времени, который известен у нас под названием «перестройка». На долгое время визитной карточкой Таратухина стала его картина «Последняя осень», начатая художником еще в бытность его завучем в СХУ.
         От общего к частному и от частного к общему. Так в целом можно охарактеризовать развитие темы у Таратухина со времени написания «Последней осени». Первые картины художника можно назвать «картинами о себе». В них наш герой пытается осмыслить происшедшее с ним, выразить свои личные переживания в связи с событиями, внезапно изменившими его жизнь. Действие разворачивается на фоне конкретной исторической обстановки. Легко узнаваемы двор, лестницы, арки, окна и даже кирпичная кладка старого художественного училища на Советской, 65. Из картины в картину кочуют «предметы-символы», несущие смысловую предоплеку – сигареты «Прима», рыжий пес, человек в черном, приоткрытый колодец, черный автомобиль… («Осень. Перестройка», «Черные предметы»…)
         Однако со временем субъективные переживания художника уступают место размышлениям о судьбе целого поколения, оказавшегося в новых условиях («Победа», «Приехали»). Эти картины проникнуты симпатией к простому, порядочному человеку. В них звучат ностальгические нотки.
         В картине «Оттепель» С. К. Таратухин как бы подводит итог переменам, произошедшим в нашей стране, и этот итог не утешителен. Новые всходы на поверку оказываются мертворожденными.
         Безусловно, любые оценки носят субъективный характер. Тем не менее, обращает на себя внимание тот факт, что Таратухин отнюдь не принадлежит к категории наших сограждан, не вписавшихся в современную действительность и озлобленных на весь свет. В самом деле, он руководит серьезным учреждением, востребован как художник и пользуется всеобщем уважением. В свете вышесказанного мы тем более должны отдать должное гражданской честности живописца.
         Не меньшее впечатление производят картины Таратухина, в основе которых лежат детские воспоминания художника («Сожженная лодка», «Мой дед», «Рождение Венеры», «Пароход моего детства», «Зинка»). Из этого цикла работ хочется особо отметить натюрморт «От сглаза». Это большое полотно заняло место в экспозиции региональной выставки «Большая Волга – 2003» и было единодушно рекомендовано зональным выставкомом для участия в 10-й юбилейной Всероссийской выставке в Москве. Сумрак деревенской бани, листья чертополоха, запотевшее окно, ковш и свечка создают ощущение свершающегося таинства и превращают натюрморт в жанровую картину. В этой очень теплой по своему настроению серии работ перед зрителями предстает сказочный мир детства.
         Произведениям С. К. Таратухина свойственен своеобразный антропоморфизм, что является одной из особенностей творческого почерка мастера. Действительно, в его картинах лодки рождаются и умирают, колодцы коварно сбрасывают с себя крышки, заманивая зазевавшихся прохожих, автомобили цинично подмигивают разбитыми фарами, собаки грустят и веселятся… Художник обладает феноменальной моторной памятью, позволяющей ему без участия натуры воспроизводить на холсте сложнейшие конструкции, будь то лодка, дерево, автомобиль, пароход или якорная цепь. Визитной карточкой живописца стала и оригинальная кружевная вязь, помогающая ему ритмически организовать сложнейшие композиции («Зимнее кружево»).
         Как это часто бывает, недостатки художника являются продолжением его достоинств. Излишняя перегруженность той или иной картины деталями, некоторое «размывание» первоначального замысла блеском живописи, виртуозностью мазка, редкие встречи с натурой легко объясняются вышеперечисленными сильными сторонами творческого дарования Таратухина – живописца.
         Совершенно очевидно, что в лице Станислава Константиновича Саратовский Союз художников приобрел интересного, ни на кого не похожего живописца, находящегося в расцвете сил. На открытии выставки наш искусствовед Е. Водонос обратил внимание на то, что немалое количество картин помечено 2004-м годом. Это позволяет нам надеяться на скорую встречу с новыми произведениями Таратухина. И все мы ждем этой встречи с радостным предвкушением.
ИЛЛЮСТРАЦИИ (в галерее):
Натюрморт со свечой. 1978, холст, масло, 54х54
Натюрморт с кубком. 1990, холст, масло, 64х79
Красный натюрморт. 1999, холст, масло, 50х74
Чёрные предметы (Ветеран), холст, масло, 74х80
Победа. 2000, холст, масло, 82х65
Приехали. Холст, масло.
Оттепель. 1998, холст, масло, 150х103
Сожжённая лодка. Холст, масло.
Зимка. 2001, холст, масло, 150х80

         Фото фирмы «Феникс-94»