НОВОСТИ


Истерика в Эстонии

На прошлой неделе в Москве председатель Еврокомиссии Романо Проди и руководство России достигли договоренности о включении в совместное заявление, предшествующее расширению действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС на новых членов Евросоюза, пункта о положении русскоязычных меньшинств в Латвии и Эстонии. Это стало «холодным душем» для эстонских политиков. В Эстонии уже звучат слова о том, что случившееся — крупнейший провал эстонской дипломатии последнего десятилетия.
Как заявил бывший министр иностранных дел Эстонии, а ныне депутат парламента от оппозиционной Социал-демократической партии Тоомас Хендрик Ильвес, если Таллин позволит навязать себе дискриминационные спецусловия, связанные с положением нацменьшинств, это будет означать неспособность правительства Эстонии защищать интересы своей страны в Европе. Комментируя выступление нынешнего министра иностранных дел Эстонии Кристийны Оюланд, заявившей в интервью Эстонскому телевидению, что Эстония относится к общему заявлению России и ЕС спокойнее, чем Латвия, Ильвес отметил, что в столь принципиальном вопросе это недопустимо. «Игнорирование основной линии внешней политики Эстонии последнего десятилетия означает предательство национальных интересов Эстонии», — заявил бывший глава эстонского МИДа.
С мнением экс-министра солидарен и лидер другой оппозиционной партии Эстонии — «Союз Отечества» — Тунне Келам, сравнивший упоминание темы национальных меньшинств в соглашении ЕС-Россия с... пактом Молотова-Риббентропа. «Недопустимо добавлять в договор ЕС-Россия особые положения, касающиеся Эстонии и других вступающих в ЕС стран. Выдвигаемые Россией требования, касающиеся гражданства, государственного языка и прав военных пенсионеров, служивших в оккупационной Красной армии, не имеют отношения к договору ЕС-Россия, а относятся к компетенции независимой Эстонии», — возмутился Келам, подчеркнув, что «Союз Отечества» не допустит повторного появления соглашений, подобных пакту Молотова-Риббентропа. «Европейский Союз должен разъяснить руководителям России, что ко всем странам ЕС — нынешним и новым — следует относиться как к суверенным государствам, по отношению к которым у Москвы не может быть особых прав», — добавил он.
В то же время, как пишет эстонская газета Postimees, наибольшая проблема состоит даже не в самом упоминании в совместном заявлении России и ЕС проблемы нацменьшинств в Эстонии и Латвии, а том, что это даст Москве в будущем возможность продолжить нападки на страны Балтии. Во многом, пишет газета, случившееся вызвано действиями МИД Эстонии, до самого последнего момента скрывавшего от общественности факт включения в вышеупомянутое заявление «проблемного» пункта. В результате этого, за неделю до вступления Эстонии в ЕС премьер-министру и министру иностранных дел, Юхану Партсу и Кристийне Оюланд, было прямо указано, что их внешнеполитический курс провалился.
В свою очередь, пытаясь оправдаться, представители правящей коалиции Эстонии заявляют о том, что ничего страшного не произошло, и что всё идет по плану. Выступая на дне открытых дверей в парламенте Юхан Партс заявил, что в интересах Эстонии добиться расширения действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС с 1 мая. «Это в интересах и Европейского Союза, сильного, расширяющегося Европейского Союза», — добавил он. Партс сообщил, что Эстония принимала участие в подготовке и утверждении совместных положений об интересах ЕС в отношениях с Россией. Премьер подчеркнул, что это был важный шаг, полностью отвечающий интересам Эстонии.
Председатель комиссии парламента Эстонии по иностранным делам Марко Михкельсон попытался переложить всю вину за происходящее на Брюссель. «Формулировки проекта недвусмысленно указывают на якобы имеющиеся проблемы меньшинств в Латвии и Эстонии, и этот текст рассматривает ситуацию скорее с точки зрения России, чем Евросоюза», — считает Михкельсон, констатируя, что «Европейский Союз в отношениях с Россией загнал себя в тупик». Парламентарий назвал неверным шагом то, что ЕС вообще согласился вести переговоры по так называемому пункту нацменьшинств. «ЕС должен был остаться при своем первоначальном решении, что договор между ЕС и Россией распространится автоматически на новых членов ЕС без дополнительных условий, и точка», — заявил Михкельсон.
Еще более непримиримая позиция относительно вопроса о совместном заявлении ЕС и России была высказана вице-спикером парламента Эстонии и наблюдателем Европарламента Тоомасом Сави, заявившим, что вместо включения в заявление пункта о нацменьшинствах, Россия должна была бы публично покаяться перед мировой общественностью за то, что эти меньшинства вообще попали в страны Балтии.
«Россия переживает о положении русского населения в Балтии, но не выказывает никаких намерений извиниться за оккупацию Балтии», — сказал Сави. Он отметил, что, говоря о русском меньшинстве, никогда нельзя забывать то, как оно тут оказалось. «Речь идет о людях, которые поселились в балтийских странах в результате проведения в жизнь агрессивной колониальной политики Советского Союза».
Сави напомнил, что положение неграждан в Эстонии и Латвии неоднократно было исследовано как ЕС, так и организациями, занимающимися правами человека, — и было признано соответствующим международным нормам. «С 1 мая мы должны говорить об отношениях единой Европы и России, а не о Евросоюзе, Балтии и России», — считает вице-спикер парламента Эстонии.
Однако, несмотря на недовольство эстонских политиков, пункт о положении нацменьшинств в Эстонии в совместное заявление России и ЕС включен всё-таки будет. Как заявляют эстонские дипломаты, этот документ имеет определенное психологическое значение, но не имеет практического выражения. В то же время, сам факт вступления стран Балтии в ЕС должен решить многие вопросы, поскольку заставит балтийских политиков следовать правилам, с которыми они согласились, подписав договор о вступлении в ЕС, в т.ч. Копенгагенские критерии о правах нацменьшинств.
Как заявил в Москве глава Еврокомиссии Романо Проди, лучшее определение Европейского Союза — «союз национальных меньшинств», поскольку никто в ЕС не является большинством. «Чтобы быть союзом национальных меньшинств, Европейский Союз не должен изменять Копенгагенским критериям», — подчеркнул Проди, отметив, что все проблемы нацменьшинств в странах, вступающих в ЕС 1 мая 2004 года, будут решаться именно в соответствии с этими критериями. «Копенгагенские критерии — это не абстракция, а часть политики ЕС», — констатировал председатель Еврокомиссии. Вместе с тем Романо Проди напомнил, что требования Копенгагенских критериев относятся не только к руководству государств Балтии, но и к самому русскому меньшинству в этих странах.
Родион Денисов, ИА «Росбалт». Таллин<