НОВОСТИ


Налоговая реформа - пакет готов

 
Минфин внес в правительство пакет налоговых законопроектов. Теперь сомнений, что к 2005 году мы будем иметь новые единый соцналог (ЕСН) и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), не осталось.
 
            Поздно вечером в пятницу в обстановке строгой секретности Минфин внес в правительство пакет законопроектов по налоговой реформе. Событие это тщательно скрывалось, и журналистам, которые пытали пресс-службу министерства вплоть до полуночи, в этот день так ничего и не сообщили. Видно, боялись сглазить. Пятница 2 апреля был последним днем, когда можно было сдать налоговый пакет в Белый дом с тем, чтобы он был рассмотрен на заседании правительства 8 апреля, как это и заявлялось ранее. Можно сказать, что пакет был внесен буквально в последний момент. Уф, успели.
Авральный характер внесения пакета законопроектов, реализация которых позиционируются как завершающий этап налоговой реформы, скорее всего, сохранится на всех этапах его прохождения по властным ступеням.
Пакет налоговых предложений быстро одобрят в правительстве, внесут в Госдуму, где так же оперативно примут, затем в Совет федерации, который и в прежние-то вольные времена строптивостью не отличался. Скорость оправдана – и так с этими законопроектами сильно затянули. Почти год никаких шагов по продвижению налоговой реформы не делалось. Правительство никак не могло найти источники, где взять средства на компенсацию доходов, выпадающих из бюджета от снижения налогового бремени, которое заявлялось в качестве главной цели всей реформы. В жестоких боях Минфин и Минэкономразвития искали выход. Теперь главные коллизии позади.
Замминистра финансов Сергей Шаталов заявил сегодня, что по пакету, внесенному вчера в правительство, у Минфина и Минэкономразвития разногласий нет.
Основные предложения касаются снижения единого социального налога (ЕСН) и изменения режима налогообложения нефтяной отрасли. С начала 2005 года мы уже будем иметь новые ЕСН и налог на добычу полезных ископаемых. Именно они и станут главными компенсаторами выпадающих доходов.

Исходя из того, что сообщил в субботу г-н Шаталов, ясно, что кардинальных изменений со знаменательной мартовской коллегии, на которой президенту был доложен план налоговых преобразований, нет. По словам замминистра, в состав внесенного в пятницу налогового пакета входят законопроекты о внесении изменений в Налоговый кодекс о снижении ЕСН, корректировке налога на прибыль и индексации акцизов на 2005 год. Кроме того, в пакет входят поправки к НК, корректирующие формулу НДПИ в отношении нефти, и поправки в закон «О таможенном тарифе», изменяющие шкалу экспортных пошлин на нефть. В Минфине и Минэкономразвития эти нововведения рассматривают как бескровный вариант взимания природной ренты. Изменения позволят увеличить налоговую нагрузку на нефтяные компании, но они будут четко завязаны на динамике цен на нефть: налоговая нагрузка будет тем больше, чем выше будет подниматься цена.

Максимальную ставку ЕСН с 2005 года предлагается снизить с 35,6% до 26%, видоизменив действующую регрессивную шкалу этого налога. В настоящее время при зарплате на одного работника до 100 тыс. рублей в год налогоплательщик-работодатель платит ЕСН в размере 35,6%, от 100 до 300 тыс. рублей – 20%, от 300 до 600 тыс. рублей – 10% и свыше 600 тыс. рублей – 2%.
Минфин предлагает установить ЕСН в размере 26% для доходов до 300 тыс. рублей в год, 10% – для доходов от 300 до 600 тыс. рублей и 2% – для доходов свыше 600 тыс. рублей.
По подсчетам Минфина, в результате снижения ЕСН у предприятий будет оставаться дополнительно 280 млрд рублей в год. А это значит, что этих же 280 млрд лишатся фонды социального страхования. Планируется, что отчасти ущерб возместит государство из федерального бюджета, отчасти – граждане из собственного кармана: в данный момент уже разрабатывается законопроект, согласно которому россияне в добровольно-принудительном порядке смогут отчислять 4% своей зарплаты (помимо подоходного налога в 13%) себе на пенсию.

Налогообложение нефтяной отрасли будет проводиться по двум фронтам – со стороны изменения экспортной пошлины и с помощью корректировки ставок НДПИ. При этом, как сообщил в субботу Сергей Шаталов, если новый НДПИ предполагается ввести с 2005 года, то новые экспортные пошлины могут быть введены «достаточно быстро, и может быть, даже с середины этого года». Предлагается установить новую шкалу экспортных пошлин на нефть. В настоящее время при цене нефти до $15 за баррель экспортная пошлина не взимается, при цене от $15 до $25 за баррель – составляет до 35% от разницы между фактической ценой нефти и $15 за баррель, при цене свыше $25 за баррель – сумму, не превышающую $25,53 и 40% от разницы между фактической ценой нефти и $25 за баррель. Минфин предлагает ввести в шкалу дополнительный интервал цен от $20 до $25 за баррель и установить в этом интервале экспортную пошлину в размере 45%, а при цене нефти свыше $25 за баррель – повысить пошлину до 65%. В формуле НДПИ базовую ставку предлагается повысить с нынешних 347 до 400 рублей за тонну нефти. При этом курс доллара, установленный при расчете формулы НДПИ в размере 31,5 рубля, планируется понизить до 29 рублей.

В Минфине особо подчеркивают, что при таком порядке налоговая нагрузка будет снижаться при низких ценах на нефть и повышаться при высоких.