НОВОСТИ


Выборы требуют денег

Наталья Волгина
Равное право избирать и быть избранным на государственные посты некоторые называют «важнейшим демократическим завоеванием». Верно это мнение или нет, не ясно. Но все согласны в том, что от того, на чьи деньги проводится выборы, зависит их результат. Ведь капитал не только поможет завоевать голоса, но и обязательно потребует возврата «долга» - «правильных» решений по интересующим вопросам. Поэтому выборы организуются и проводятся по большей части за государственный счет, а финансовую часть избирательных кампаний кандидатов пытаются поставить под контроль.
В Израиле, например, жертвовать деньги на избирательные кампании не могут юридические лица и анонимные граждане, в Турции – банки и профсоюзы. Франция запрещает предвыборные «дары» всем, кроме политических партий и групп, Индия – компаниям, работающим менее 3-х лет. В Великобритании нет никаких ограничений, за исключением открытой публикации всех корпоративных пожертвований свыше 200 фунтов (около $370). А в США, чтобы сделать предвыборное финансирование более открытым и честным, недавно вдвое снизили порог максимального частного пожертвования до $1 тыс.
            Многие государства активно участвуют в финансировании избирательных кампаний кандидатов, направляя им бюджетные деньги. Оно может быть прямым (средства, выделяемые успешным партиям на текущую работу или предвыборную агитацию) или косвенным (бесплатный эфир, печатные площади, а в некоторых странах и помещения, транспорт, налоговые льготы и вычеты из сумм пожертвований). Сочетания прямого и косвенного финансирования могут быть сколь угодно разнообразными.
В европейских странах принято в большей степени государственное финансирование партий и выдвигаемых ими кандидатов на главный выборный пост. Например, в Германии ежегодные государственные гранты для всех партий составляют около 50 млн. евро, а фракциям в Бундестаге выделяется почти вдвое больше.
Принципиально иная система действует в США. Обе правящие партии самостоятельно собирают средства в свои предвыборные фонды, и, исходя из объема этих средств, уже получают бюджетное финансирование. При этом ограничений предвыборных расходов нет – они признаны неконституционными. Так что выборы в США растут в цене намного быстрее, чем общий уровень жизни. Если в 1952 г. на избирательные и партийные цели было истрачено около $140 млн., то в 1980 г. – уже $1,2 млрд., а к 2000 г. стоимость выборов для экономики достигла впечатляющих $3 млрд. (именно столько, по оценкам американской прессы, было направлено на проведение выборов президента и конгресса).
В сегодняшней России такие цифры кажутся заоблачными. На проведение президентских выборов, намеченных на 14 марта 2004 г. из федерального бюджета выделено 4,3 млрд. руб. (около $150 млн.). Таким образом, обеспечение избирательного права обойдется каждому гражданину страны всего в 29 руб. Подсчет грубый, но ясно показывает, что выбрать президента России вполне по карману. Также адекватен и уровень предвыборных расходов кандидатов в президенты России. Избирательный фонд законодательно ограничен 250 млн. руб. (лимит может быть увеличен еще на 50 млн. в случае выхода кандидата во второй тур). Сами кандидаты имеют право внести в свой избирательный фонд на более 10% общих средств, а партии, выдвинувшие кандидатов,  - не более 50%. Пожертвования частных лиц могут составить не более 1,5% общей суммы фонда, юридических – не более 7%.
Таким образом, новое избирательное законодательство России способствует развитию партийной системы в стране.
 
По информации