НОВОСТИ


Газету читатель должен получать к завтраку

Наталья Волгина

Минпечати выстраивает систему доставки прессы

 

 Главная проблема центральных СМИ заключается в том, что они концентрируются, в основном, на проблемах внутри Садового кольца. Об этом заявил на прошедшей в Москве Конференции региональных журналистов заместитель министра печати Владимир Григорьев. На этой конференции Саратовскую область представоял вместе с ещё одним изданием еженедельник "Земское обозрение".
Даже самые качественные газеты имеют просто смешные тиражи – в пределах 200-270 тысяч экземпляров. Для газет, претендующих на формат общенациональных – это не тираж. Разовые тиражи региональной периодики в два раза превышают аналогичные показатели федеральных изданий. Если рассматривать структуру подписки по стране, то федеральные издания занимают  слишком маленький сегмент.
В то же время, сегодня очевидно, что потенциал региональной прессы, особенно районных и городских газет, общий разовый тираж которых составляет практически 30 млн. экземпляров, недооценивается ни бизнесом, ни политиками. Тому есть много причин. Одна из них – распределение рекламных бюджетов. Ежегодный рост рекламного медийного рынка составляет 25-30 процентов. Анализ Минпечати подтверждает, что региональный рынок не получает достойной доли этого «пирога». Дело в том, что рекламодателям необходима тиражная прозрачность. Поэтому  вопрос получения рекламных бюджетов региональными изданиями плотно увязан с работой тиражных комиссий и созданием так называемых сейлс-хаузов – компаний, профессионально продающих рекламу.
Телевидение и радио с этой проблемой в принципе справились и наступает время, когда сообщество издателей печатных СМИ тоже должно всерьез заняться этой проблемой. Должно ли это делать министерство? Владимир Григорьев уверен: «Да, в качестве координатора». Минпечати пытается вести политику опоры на самоорганизующиеся общественные организации, которые должны координировать деятельность издателей.
В настоящее время заканчивается очередной период льгот для средств массовой информации и существуют попытки наложить на СМИ точно такой же НДС, как и на остальные отрасли. В данной ситуации следует двигаться по западной модели, когда НДС для книг и газет составляет порядка 5-6 процентов, для чего потребуется поддержка общественных организаций, профессионального сообщества, чтобы такая позиция по индустрии стала внятной и понятной для правительства, для нового парламента. Министерством начата проработка возможности дифференцирования печатных СМИ – глянцевых журналов с одной стороны и газет и книг – с другой стороны. «Думаю, что есть все возможности, чтобы отстоять льготный НДС, хотя, повторяю, это потребует немалых усилий и со стороны министерства, и со стороны общественных организаций» - отметил Владимир Григорьев.
Российский рынок прессы в последние 4 года развивается довольно динамично, динамичнее других рынков. По сравнению с 2000 годом число печатных СМИ увеличилось на 15 тысяч. Сегодня мы имеем 42 тысячи зарегистрированных печатных изданий. Опережающими темпами при этом растет рынок журналов – их количество увеличилось на 5,5 тысяч. Важная проблема рынка сегодня заключается в том, что рост числа печатных изданий – газет, книг, журналов – не сопровождается ростом тиражей. 2003 год полностью повторяет показатели 2002 года и общий тираж газет в этом году составляет порядка 8,5 млрд. экземпляров, журналов – 570 миллионов. А ведь СМИ – очень перспективный рекламоноситель и надо структурировать его, постараться сделать его настолько привлекательным, чтобы рекламодатель с удовольствием оплачивал услуги издателя. В прошлом году печатные СМИ заработали 590 млн. долларов рекламных средств; 380 из них – газеты, 200 с небольшим – журналы. Много это или мало? С одной стороны, немало. С другой стороны, доход телевизионного рекламного рынка только по федеральным каналам составит 1 млрд. долларов.
Если говорить о модели развития интегрирующей информационной составляющей страны, то все усилия государственной власти направлены на то, чтобы создать самостоятельные и экономически независимые издания. Но это достижимо только в том случае, если подписка и рекламный доход покрывают все расходы. Вряд ли сегодня об этом можно говорить для районных и городских газет. Перспектива этого для менеджеров газетного бизнеса должна быть внятной и понятной. Должно быть ясно, чем и как заниматься, чтобы сбалансировать бюджеты. Естественно Министерством печати будет продолжена практика направления заявок в Государственную Думу на выделение средств для поддержки районных и городских газет. А на 2004 год такие средства выделены в размере около 220 миллионов рублей. Это финансирование осуществляется напрямую, средства направляются конкретным изданиям непосредственно, минуя органы местной власти. В этом тоже заключается политика государства, которая позволяет избежать зависимости СМИ от местных властей.
Объем продаж российской периодики в этом году Минпечати оценивает в полтора миллиарда долларов. И алгоритм подписки и розницы показывает постоянный рост продаж в пользу розницы. Это связано и с неэффективностью работы почты.
Следует признать, что в настоящее время рынок продаж прессы несовершенен, зачастую хаотичен и во многих регионах отмечается превалирование серого и черного бизнеса. И здесь необходимо решение важной институциональной проблемы – ведения работы по договорам комиссии. Это наиболее перспективная форма сотрудничества между издателями и распространителями, и в настоящий момент очень важным элементом развития российского газетного и книжного рынка является создание общенациональных федеральных сетей распространения.
Так уж получилось, что такие структуры как «Союзкнига» и «Союзпечать» были разобраны сначала муниципальными образованиями, потом районными образованиями, а в Москве из Роспечати были выделены все районные агентства, все районные сети киосков и они впоследствии были приватизированы как отдельными гражданами, так и различными компаниями. То есть, с одной стороны, была создана конкурентная среда, с другой стороны, издатели были лишены возможности получить очень важную услугу, столь необходимую для них – иметь единую сеть распространения, в рамках которой можно решить все важные финансовые и организационные вопросы, а также способствовать расширению и углублению нормальной маркетинговой работы.
В настоящий момент на рынке активно позиционируются «Роспечать», другие организации – «Логос», активно работает МАП, и есть надежда на то, что в ближайшие два-три года такие общенациональные сети распространения сложатся. Немного хуже дело обстоит с «книгопроводящими» сетями, но в ближайшие годы, особенно после той системы приватизации отрасли, которую начало Министерство по делам печати, а это произойдет уже к 2006 году, вопрос с общенациональными, федеральными конкурентными сетями будет решен.
Подписка остается очень больным местом для многих издателей, в том смысле, что газета, как известно, живет один день и она должна попадать к читателю к завтраку. Несмотря на торжество системы децентрализованной печати и возможность печати любого издания в любом конце России, газета в срок не попадает, причем иногда даже в день выхода. Минпечати ведет плотный диалог с российской почтой, относящейся к Министерству связи, вырабатывается алгоритм того, как в дальнейшем будет развиваться система подписки по стране в целом. Это будет единый подход, единые рыночные условия для всех издателей, все будет связано с удаленностью региона и весом печатного издания. В этом вопросе существуют две дальнейшие составляющие, на которые МПТР России обращает внимание. Это, во-первых то, что пересылка газеты не должна быть сопоставима с пересылкой, например, косметики, поэтому цены, взимаемые за этот продукт, должны субсидироваться из государственного бюджета (и почта России как государственная компания к этому готова). И во-вторых, это явно назревшая необходимость выстраивания вертикали подчиненности почтовых служб, потому как на рынке существуют в настоящий момент восемьдесят девять почтовых «генералов», которые не всегда выполняют рекомендации, поступающие из центра. По словам Владимира Григорьева, в начале следующего года будет готов единый механизм ценообразования на подписку на печатные издания в Российской Федерации. И почта продекларирует этот механизм всем издате