НОВОСТИ


Новому российскому флоту – быть

Наталья Волгина
Несмотря на перипетии начала девяностых и трагедии, которые не скоро сотрутся из народной памяти, военно-морские силы страны не только остаются на плаву, но и постоянно совершенствуются. Триста лет прошло со времени основания флота Петром, почти сто – после геройской гибели крейсера Варяг, и как будто по указке судьбы и истории российский флот обретает сегодня второе рождение.
Становление нового флота России началось в трудные времена начала 90-х. Реформа казалась перманентной, но единственным результатом был физический и моральный развал: ни малейшего экономического обоснования, никакой доктрины (все нормативные документы были еще советскими), зато разговоров – очень много. Не стоит объяснять, в каком положении находились 1,5 тыс. кораблей и подлодок, более 1,5 тыс. единиц авиации, полмиллиона военнослужащих и 180 тыс. рабочих. Прибавляло проблем и то, что часть ВМС оказалась за рубежом: Черноморский флот – на Украине, базы и системы управления – в Киргизии и Белоруссии.
Нет ничего удивительного, что к концу девяностых флот пришел с 400 тыс. корабельного состава, 240 тыс. военнослужащих, 180 тыс. обслуживающего состава, 500 единиц самолетов и вертолетов. Бюджет на 90% уходил на содержание, только 10% - на развитие флота. Не надо быть экономистом, чтобы понять, что в таких условиях система фактически загнивала: корабли стояли, все тонуло, горело и ломалось. ЧП последних лет – также во многом отголоски этих лет разрухи.
Именно в это время с приходом нового руководства стала создаваться законодательная база реформы флота. Задумались, начали считать и обосновывать – какой флот нужен стране, какие задачи перед ним стоят и как все это построить. В марте 2000 г. президент подписывает закон «Об обороне», а в апреле утверждает «Основы госполитики в военно-морской деятельности» - первый документ, касающийся флота новой России. Тогда же появляется план строительства и развития флота. Следующим шагом стало подписание в 2001 г. верховным главнокомандующим «Морской доктрины» страны.
Что же удалось за эти 4 года уже не огульной «реформы», а планомерного строительства? Сегодня корабельная группировка составляет 300 единиц, авиабаза - 400 самолетов и вертолетов, 150 тыс. военнослужащих и 120 тыс. рабочих и служащих. Меньше, чем было, зато – полностью экономически обосновано, просчитано и находится в полной боеготовности. Соотношение же расходов на содержание и развитие флота удалось повысить до 60/40.
Впервые за много лет флот показал себя в больших маневрах. Проведены совместные учения, о которых во времена СССР можно было только мечтать: в Индийском океане с флотом Индии и первое в мировой истории подводное учение с участием российских и французских лодок. Самые масштабные учения в стране за последние 15 лет прошли на Тихоокеанском флоте.
В этом году два рода военно-морских сил – корабельная часть и морская пехота – вышли на все требуемые нормы по боевой подготовке личного состава. Как известно, боевая подготовка напрямую зависит от состояния техники - иначе людей просто не на чем учить. На сегодняшний день удалось добиться весьма хороших показателей: совокупная готовность личного состава и техники в надводном флоте составляет 90% от нормативов советских времен, в подводном флоте и морской пехоте – 100%. Хуже ситуация лишь в авиации ВМФ: техническая готовность составляет 47% (четыре года назад – 32%), общая боеготовность – 60% советского уровня.
Решение последней проблемы – не за горами. Уже сегодня ВМФ проводит испытания нового многофункционального самолета морской авиации как корабельного, так и берегового базирования, строящегося на базе Су-33.
Внимание властей к армейским проблемам и задачам позволяет флоту смело смотреть в будущее. Уже с 2005 г. предполагается перейти от точечного строительства кораблей - к серийному. Срок службы военно-морской техники составляет не один десяток лет, поэтому уже сегодня руководство ВМФ начинает формировать планы строительства кораблей на перспективу до 2040  года.