Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.






 
№7 (375) 14 февраля 2002
ЧЬЯ РУКА НА РУБИЛЬНИКЕ
   30 января на очередном заседании Совета Федерации было принято пакетное соглашение по изменению структуры верхней палаты российского Парламента. Наш собеседник - сенатор от Саратовской области Валентин Завадников, избранный председателем одного из ключевых комитетов Совета Федерации - комитета по промышленной политике и инфраструктуре. В ведении комитета - вопросы развития промышленности, реформирования естественных монополий (РАО «ЕЭС», РАО «Газпром», МПС), реформы ЖКХ.
-Как вы оцениваете ситуацию в Саратовской области, ее перспективы? Почему на общероссийском уровне бюджет в исполнении профицитный, а Саратовская областная дума приняла бюджет, в котором по выступлениям В.М. Чурикова, председателя бюджетного комитета Саратовской областной думы, существует скрытый дефицит от 500 до 800 млн. рублей?
- Мне понятны все те дебаты, которые возникли здесь по этому поводу. Но я бы задал вопрос так: «Находится ли сегодня Саратовская область в очень плохом положении?» Ответ: «Конечно нет. То есть она не является сегодня лидером, но и не находится в самом конце». Возникает другой вопрос: «Почему область именно в таком положении?» Здесь, собственно говоря, есть две составляющие - объективная и субъективная. Исторически на территории губернии расположены производительные силы, существует определенная ресурсная база. Это и есть объективная реальность. Но существует и субъективный фактор - представления местных администраторов о направленности и ходе процесса реформирования, который продолжается в нашей стране последние 15 лет. Можно задать вопрос: «В ходе этого реформирования были ли использованы все возможности для того, чтобы продвинуть территорию?» Я думаю, что нет. Отсюда другой вопрос: «Есть ли шансы у Саратовской губернии продвинуться?» Ответ: «Да. Во-первых, потому что не полностью использованы прежние возможности. Во-вторых, появляются новые возможности в связи с переменами в экономике России в целом. В-третьих, процесс легализации экономики создает принципиально новые возможности для развития территорий. Можно в меньшей степени учитывать то, что было раньше (природные ресурсы, производительные силы) и гораздо эффективнее использовать возможности для сегодняшнего».
- Энергетический кризис все-таки затронул Саратовскую область. Саратов, как и другие районы области, имеет большую задолженность перед РАО «ЕЭС Россиии».
- Кризисом является ситуация, при которой производитель не может удовлетворить потребителя. У нас же наблюдается противоположная ситуация, энергии хватает. Есть кризис платежеспособности, ликвидности, поэтому не нужно перекладывать проблемы с больной головы на здоровую. У энергетиков достаточно ресурсов удовлетворять текущий спрос. Но если он станет нарастать, тогда можно будет говорить о том, что в таких-то регионах возможен энергетический кризис.
Возникает вопрос: «Почему те или иные потребители не могут платить?». Оказывается, у одних продукция неконкурентоспособна, другие - воруют. Это первый сегмент проблемы. Второй - предприятия ЖКХ. Здесь мы сталкиваемся с неэффективным бюджетным финансированием и низкой бюджетной обеспеченностью территорий. Часто территории не могут и не умеют собирать налоги и создавать стимулы для роста налоговой базы. Кроме того, налицо реальный перекос бюджетного процесса в сторону федерального (в пропорции 60 на 35), что явилось результатом наведения порядка в бюджетной сфере в последние два года. Хорошо это или плохо? Вне всякого сомнения, плохо. Бюджетная база должна делиться примерно пополам между субъектами федерации и федеральным центром.
В чем я вижу свою задачу как сенатора, представляющего интересы Саратовской области? Во-первых, необходимо восстановить баланс и добиться равной бюджетной обеспеченности между федеральными и региональными программами. Во-вторых, результатом активной работы Совета Федерации должны быть условия для улучшения налогооблагаемой в регионах. Вот, собственно говоря, все, что нужно сделать. Я неоднократно говорил, что проблема не в росте тарифов, так как она объективна, а в наличии денег на покрытие этого роста. Бесполезно пытаться удерживать рост тарифов на энергоресурсы. В конце концов они будут рыночными, т.е. спрос станет определять цену, а не чиновник. Дискуссия, развернувшаяся в последние 5 - 7 дней вокруг роста тарифов на энергоресурсы, свидетельствует о стремлении граждан вернуться во времена социализма. Но это нереально. Не может одна отрасль производства, причем умирающая, дотировать все остальные. Необходимо решать проблему роста доходов предприятий и граждан и их справедливого распределения между федеральным центром и регионами.
- Жителей всегда интересует вопрос, почему когда отключают какой-то неплатежеспособный завод, то лишают электроэнергии и жилые кварталы, которые когда-то принадлежали предприятию и поэтому сидят с ним на одном рубильнике? Происходит как бы веерное отключение.
- Нужно перестраивать систему подключения. Только для этого нужны деньги, которые необходимо собрать, и построить новые линии. Это называется издержками и включается в тарифы. Что касается зависимости жилых кварталов от заводов... Очень часто газопровод или электрический кабель подводился к местности (особенно это актуально для сел) только благодаря наличию там промышленного предприятия. Если же подсчитать затраты на строительство коммуникаций и включить их в тарифы для конкретного завода или населения, проживающего на этой территории, то цена на электроэнергию, газ фантастически вырастет. Причем наибольшая проблема не с электричеством, а с газификацией, особенно сельской. Саратовская губерния в силу исторического развития и большого количества начальников в «Газпроме» достаточно хорошо газифицирована. Можете спросить у Павла Большеданова, сколько проблем у него с этими сетями. Все платежи граждан не покрывают даже эксплуатационных расходов на содержание и обслуживание сетей. Поэтому стоит вопрос о повышении цены на газ для каких-то регионов, районов.
- Наверное, все-таки веерного отключения быть не должно? Если город снабжать электроэнергией нерентабельно, значит, его можно оставить без света и тепла (пример - Владивосток)?
- Прекрасно, а кто должен за это заплатить? Государство? Оно обязано платить не перекрестно, а адресно. Производить адресное отключение тем, кто платить не может. Основная задача - перейти на нормальные рыночные отношения, при этом социальные риски фиджировать не перекрестным субсидированием, а адресными дотациями. Да, это нужно построить, да, это по другому, да, это требует времени, но это не повод опускать руки. Поэтому они говорят, что очень сложно построить систему адресной дотации ЖКХ.
- Но согласитесь, при повышении цены на электроэнергию можно ожидать повышения цен на продукцию того или иного предприятия?
- Соглашаюсь.
- Но если материально-техническая база завода не позволяет это сделать, значит, предприятие неконкуренто-способно, обречено?
- Значит, это предприятие дотируется энергетиками и производит не пользующуюся спросом на рынке продукцию. Условно говоря, если сегодня есть производитель в Германии, у которого отдельное предприятие покупает электроэнергию по 5 центов, есть в России такое же предприятие, которое покупает электроэнергию по 1,5 цента, то объясните мне, почему вдруг при повышении цены до 2 центов наше предприятие становится неконкурентным? Наверное, все-таки проблема не в себестоимости электроэнергии. Если ее цена возрастет для предприятия в два раза, то себестоимость его продукции увеличится только на 5 процентов. В каких же условиях живет предприятие, если 5-процентное повышение себестоимости товара выкидывает его с рынка? Значит, необходимо снижать внутренние издержки, у этого предприятия повышенная энергоемкость. Энергоемкость России на 40 процентов выше, чем Украины. Потому что у нас дешевые теплоэнергоресурсы. В нашей стране никогда не будет энергосберегающих технологий. Не выгодно - цена теплоэнергоресурсов слишком дешевая. - Тогда следующий вопрос. За что больше всего болит сердце сенатора? Что вы намерены прежде всего сделать для Саратовской губернии?
- Ничего нового не скажу. Первое - система межбюджетных отношений по всей цепочке: отношения муниципальных бюджетов с субфедеральным и с бюджетом РФ. Речь идет о повышении в целом бюджетной обеспеченности Саратовской области. Я имею в виду и муниципальные бюджеты, и областной бюджет. Понимая, что здесь существует система, считаю необходимым совершить ряд действий, которые включают в себя переговорный процесс и формирование законов на уровне местного самоуправления, на уровне субъектов федерации. Изменения нужны на уровне российских законов, чтобы ликвидировать перекос бюджетного процесса в пользу федерального бюджета. Необходимо навести порядок в бюджетном процессе внутри территорий, и в первую очередь на уровне местного самоуправления. Это повысит «прозрачность» местных бюджетов и их возможности в увеличении собственного уровня бюджетной обеспеченности. Эта задача давно анонсирована, ведется активная работа. По моей инициативе совместно с Министерством финансов России, Правительством области, областной Думой, муниципалитетами созданы рабочие группы, которые на территории Саратовской области прорабатывают возможные модели организации новой системы межбюджетных отношений. Несколько дней назад в Саратове состоялось совещание, на котором обсуждались основные направления деятельности и проекты законодательных актов, необходимых для создания новой системы взаимоотношений бюджетов. Это такое системное действие. Почувствует ли на себе каждый житель Саратовской губернии это действие? С моей точки зрения, - вне всякого сомнения, т.к. муниципальный бюджет будет обеспечен деньгами. А это значит, что все платежи бюджетов будут проходить вовремя, станут более крепкими и смогут исполнять свои функции. Это первый сегмент.
Второй сегмент- это все то, что связано со строительством завода по уничтожению химического оружия в п. Горный. Я не готов сказать, что полностью владею ситуацией. Скорее, пытаюсь понять, что там происходит сейчас и что будет происходить дальше. Мы там радостно строим завод. Но нужно понимать, что будет дальше, насколько все это опасно. Можно ли потом все отходы эффективно использовать и как это сделать. Эта ситуация сегодня меня очень волнует. Думаю, что она в значительной степени затрагивает интересы всех граждан, здесь находящихся.
Тема номер три - это соучастие саратовской энергетики в реформировании РАО «ЕЭС России». В нашей области расположены три больших энергетических объекта, имеющих общероссийское значение: АО «Саратовэнерго» (которым управляет СМУЭК), Балаковская АЭС (управляет «Росэнергоатом») и Саратовская ГЭС (компания «Гидрокаскада»). Моя задача как сенатора сводится к тому, чтобы реформа РАО «ЕЭС России» прошла как можно более гладко. Но повторяю, то, что вы называете энергетическим кризисом, таковым не является. Думаю, что если с моей помощью эти три глобальные задачи сдвинутся в лучшую сторону, то это будет мой весомый вклад в развитие Саратовской губернии.
Беседу вел Андрей Балашов