Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.






 
№6 (426) 5 февраля 2002
Кумиротворение как индустрия
Заповедное - «Не сотвори себе кумира» - в постиндустриальную эпоху рыночной цивилизации соблюдено с точностью до наоборот: успешно действует промышленное изготовление этого специфического продукта. Отрасль стабильно относится к высоко-доходным.
В отличие от традиционных «гениев человечества», в сфере массовой культуры кумиры - продукт конвейера. Их воспроизводство технологично. Сначала - инвестирование. Конгломерат лиц, имеющих власть и средства, определяет бизнес-план, просчитывает желательные дивиденды (не всегда только финансовые). Позже определяются критерии отбора кандидатов в кумиры - с учетом их покладистости, вне зависимости от даровитости. Затем обычная «раскрутка» и сбор доходов.
В качестве простейшего примера можно привести организацию конкурсов красоты «мисс Урюпинск». Публичное обоснование обычно: во всем мире проводят такие действа - чем мы хуже? Неоглашаемые обоснования для финансистов акции тоже убедительны: есть неограниченный природный «ресурс» (местные красавицы), есть потенциальные платежеспособные зрители действа, которых можно взбодрить рекламой, есть возможность отобрать материал для последующих постоянно действующих шоу (варьете в местных ресторанах). В невидимом общественности «осадке» успешного зрелищного и финансового мероприятия остается несколько десятков-сотен (в зависимости от масштаба) травмированных молодых душ, разрушенных родственных и дружеских отношений, и торжество рыночного паскудства в душах недорослей, посрамление всей школьной и домашней педагогики, по результатам сопоставимые с уроном, который мог бы быть нанесен публичным половым актом на главной площади перед школьниками сего места.
Разнообразные эстрадные конкурсы, кинофестивали, включая международные, действуют по многократно усложненной, немыслимо более дорогой, но той же принципиальной схеме, где целью не является выявление действительно лучших, но только экономический успех. Поскольку удача сопутствует тем, чьи вложенные капиталы больше, в наш исторический период законодатели моды мирового масштаба - американцы.
ШОУ
В современных полуграмотных обществах с избытком незанятого населения истовая устремленность недорослей в музыкально-исполнительные коллективы сродни повальному устремлению в футбол, в корриду в латиноамериканских странах прошлого века. Задача шоу-бизнесменов - отобрать даже не самых одаренных, а самых оригинальных по внешнему виду и рисункам тело-движений. Финансирование их «раскрутки» происходит по обкатанной схеме: реклама на телевидении с показом орд фанатов. При достижении молодежным психозом пика - выброс пластинок, дисков, всего, что идет нарасхват: портреты, календари, майки. Одновременно постоянно ведется поиск новых кумиров.
ЛИТЕРАТУРА
Трудно назвать общепризнанного, но не рукотворного литератора. Среди множеств разнообразно одаренных в массово тиражируемые прорастают преимущественно грамотные ремесленники, не одно поколение принадлежащие к сословию творчес- ких корпораций столиц. Их костяк составляют владельцы и сотрудники издательств, газет и журналов - профессионалы, одним словом. Именно это сообщество определяет, кому становиться самыми «кассовыми» сочинителями. От «раскрутки», тиражирования которых кормится вся околотворческая тусовка. Попутно с доходной определяется мировоззренческая составляющая творчества: глумиться ли над официальной нравственностью или поддерживать ее, ориентировать ли адептов на оптимистическое видение мира, самоотверженное служение нации или способствовать развитию разочарования, пораженчества в жизненной борьбе, поощрять ли крайний индивидуализм или малость попридержать. Всё вышесказанное относится и к художникам.
НАУКА
Создание товарного бренда «ученый с мировым именем» производится другими командами, но по принципиально прежней схеме. И в этой сфере ученые - первооткрыватели, если они не принадлежат к устойчиво функционирующему в данном виде науки клану, не будут признаны таковыми (за редчайшим исключением). Параллельно гасятся и некоторые «преждевременные» открытия, изобретения (шельмованием, дискредитацией, чаще - замалчиванием).
Капитаны индустрии кумиротворения не гнушаются заработков на «раскрутке» кумиров прошлого: покойники, не в пример живым, сговорчивее. Можно запустить в работу любую новую социальную технологию манипулирования с использованием в качестве увесистой кувалды имен состоявшихся великих ученых. К примеру, авторитетом Эйнштейна (сам ученый недоумевал, зачем чрезмерно преувеличивают его значение!) - угробили не одно «опасное» открытие, учение, гипотезу. Одновременно его именем освятили много незначительных откровений, выкачав под это громадные средства.
КИНО- ТЕЛЕЗРЕЛИЩА
Конечно, профессионально воплощенный кинематографический образ может нести положительный смысл - в зависимости от режиссерского замысла, а также мировоззренческого запроса заказчика. В советском, да и в мировом кинематографе иногда удавалось создавать шедевры, обладавшие положительной энергетикой удивительной силы. Но Россия свалилась в цивилизацию неограниченных свобод, где самыми разрушительными стали самые прибыльные: свобода грабежа, воровства, казнокрадства, мздоимства, педофилии, гомосексуализма, пьянства и наркомании. И кумиры, творимые этим «цивилизованным» кинематографом и тиражируемые телевидением, олицетворяют именно преуспевших «джентльменов удачи».
МОДА Коммерсанты-творцы «высокой моды» в неистовом стремлении ускорить темп изменений потребительского спроса не только сами впадают в маразм, но и увлекают в это приятное состояние сонмы им внимающих. Утрачена мера нормального человеческого жизнеустройства во всем. Даже естественные пропорции красоты женского тела заменены какими-то карикатурными, противоестественными формами. Субкультура эффектной женской позы, обнаженной или «модно» одетой натуры деформирует сознание еще в подростковом возрасте, обрекая большую часть женского населения на бессмысленную гонку вожделений в пустопорожнем мире иллюзий, но за очень приличную плату «творцам». Отдаваемую с удовольствием и признательностью за то, что позволили «приобщиться».
ПОЛИТИКА
Сами «заготовки» для политического вождя не возражают против своего возвышения на пьедестал, а уж желающих поучаствовать в творении культа - великое множество. Всегда - наперегонки друг с другом, неумеренно: лишь бы допустили, дозволили, заметили. Удачные технологии строго те же, что и в шоу-бизнесе. Отличие одно - добавляется возможность финансирования из бюджетов своего и чужих заинтересованных государств. По традиции, особенно ярко эти процессы реализуются в Евразии. В Европе, США, Канаде, где технология вождизма с сопутствующими ему холуйством и массовой психопатией отвергнута по вполне рационалистическим причинам, функцию консолидации нации передали киноактерам, спортсменам, эстрадным исполнителям. Шварценеггер для Америки почти так же значим, как для Китая Мао Цзедун. Обаяние художественного образа, многократно профессионально обставленное в многочисленных вариациях деталями «американского образа жизни», работает на уровне подсознания лучше, чем прямая агитация.
КТО ВЕРБУЕТСЯ
Главное поле деятельности для технологов индустрии кумиротворения - неувядающая потребность людей значить. В любых формах: командных, личных противоборствах, конкурсных отборах, боевых столкновениях, криминальных разборках. Даже в абсурдных ситуациях, точно подмеченных народным творчеством: «Первый парень на деревне, а в деревне дом один». Подражать обожаемым кумирам в своей жизненной практике - удел тех, кто лишен способности самостоятельно мыслить. Тех, которым жизненно необходимо видеть «этикетку качества» на информации, прежде чем принять ее к руководству. Лучший способ - сослаться, что только так живет и действует, к примеру, Филипп Киркоров. В то время как для разумного человека такая ссылка - скорее причина отвергнуть предлагаемый информационный продукт. Отсутствие же традиций самостоятельного суждения и связанных с этим обучающих технологий - во многом результат деятельности множеств совладельцев «индустрий кумиротворения», корыстно заинтересованных в приумножении орд социальных дебилов - основы своего нешуточного коммерческого преуспеяния.
ТАЛАНТЫ ВРЕДНЫ
Специфический взгляд гения на мир часто не понятен большинству его современников, а потому его продукцию нельзя продать в достаточно больших количествах. Его философия жизни часто разрушительна для паразитической богоборческой практики господствующей элиты. Наняв же грамотного ремесленника, знающего чаяния и вкусы «широких народных масс», можно уверенно заработать, не сотрясая основ. Организаторов-коммерсантов от искусства тяготит общая для всех «производителей» проблема: допусти, к примеру, «Де Бирс» производство бриллиантов всем, кто хочет и в любых доступных количествах, - цена этого престижнейшего товара из-за перепроизводства упадет до стоимости каменного угля (что близко к действительности). Потому творческие корпорации вынуждены контролировать количество «творцов», оттесняя прежде всего «диких»: самобытных, но «нетехнологичных».
РЕЗУЛЬТАТ КУМИРОТВОРЕНИЯ
Технология наживы, основанная на разжигании человеческого тщеславия, жажды известности, обожания, славы, боготворения - совершенно той же природы, что и индустрия наживы на продаже алкоголя, наркотиков, предметов роскоши.
Возникающая зависимость от источников воспроизведения удовольствия одновременно с растлением души разрушает и весь организм. Слава не вредит лишь тем немногим, кто воспринимает ее как вынужденную тяготу. Устами великого русского поэта Арсения Тарковского сказано: «Был бы хлеб, ни богатства ни славы мне в своих сундуках не сберечь». Из таких людей высокодоходный товар не создашь, посему в коммерческий ход идет честолюбивая посредственность.
Кумиротворение исполняет одну из важнейших социальных функций - бесконфликтно, с помощью информационно-зрелищных наркотиков канализовать в пустоту сотни миллионов статистов жизни, для которых не нашлось ресурса духовного развития. Для всё возрастающей доли безграмотного населения мира формируется устойчивое устремление во внеинтеллектуальные сферы жизнедеятельности: профессиональный спорт, зрелищные игры, музыкальные (песенные, танцевальные) шоу.
Затем духовно «законсервированным» человеческим массам прибыльно сбывают алкоголь, табак, наркотики. Позже разрушенное неестественным образом жизни здоровье приносит стабильные доходы «элите» потреблением океанов лекарств. На фоне итоговых прибылей первичные затраты на «раскрутку» - сущие гроши. Расплачивается вся человеческая цивилизация - деградацией, вырождением, уничтожением среды своего обитания. Прекратить эту самоуничижительную практику нет возможности: процветающие барышники шоу-бизнеса бдительно следят, чтоб установившийся миропорядок не был никем и ничем нарушен, чтобы сохранить торговлю все более изощренной мишурой для папуасов.
Геннадий Водолеев, «АРИ»