Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.






 
№6 (426) 5 февраля 2002
НОВАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ
Возможно, в скором времени на Украине может быть открыт российский информационный центр. По словам одного из участников российской делегации, возвратившейся с неформальной встречи глав стран СНГ, этот вопрос обсуждал в Киеве министр печати Михаил Лесин с представителями украинской стороны.
Не секрет, что издаваемая в странах СНГ и Балтии русскоязычная пресса пользуется у населения, в том числе у титульной национальности, большей популярностью и влиянием. Работающие в ней журналисты, как правило, выпускники российских гуманитарных вузов, намного профессиональнее своих коллег из государственных СМИ, в которых нередко торжествует засилье неуклюжего официоза и пропаганды. Впечатляет пример Латвии: по данным сайта Delfi.ru, за вторую половину 2002 года самым продаваемым в стране изданием стала русская "Вести Сегодня", обогнавшая главную газету страны - Diena. Что касается российской центральной прессы, то в большинстве государств она распространяется, в основном, только по коммерческим каналам, или же цены на российские издания намеренно поднимаются (как на Украине). Но даже там, где этого не происходит, они остаются высокими для обедневшего населения.
Практически все бывшие советские республики проводят курс на развитие отечественных средств массовой информации и сокращение иноязычных. Прежде всего, это касается телевидения и радио, которые для большинства населения, не способного платить за газеты и журналы, остаются основным источником информации. Так, например, в Казахстане, где доля казахскоязычных СМИ составляет 18%, а русскоязычных - 35%, с ноября 2002 года государство официально взяло курс на государственное регулирование масс-медиа и размещение госзаказа в СМИ. С этого года финансовая помощь оказывается даже негосударственным теле- и радиокомпаниям, если они производят передачи на государственном языке. В азербайджанском телеэфире на русском языке можно увидеть только новости на одном канале и еще одну передачу на другом. Этим русскоязычное вещание в стране ограничивается, хотя половину творческого коллектива телеканалов составляют выпускники ВГИКа и других российских киновузов.
Недавно отличилась и Белоруссия. По заявлению министра печати и информации Белоруссии Михаила Подгайного, на частотах наших телеканалов "России" и "Культуры", в республиканском эфире в скором времени появится новый национальный канал "Наследие". Надо добавить, что несколько месяцев назад белорусская сторона значительно сократила объемы ретрансляции на свою территорию программ российских телеканалов - "Первого", "России", "Культуры" и НТВ. А в первых числах января 2003 года из белорусского радиоэфира исчезли российские радиостанции "Маяк", "Голос России" и "Юность".
В итоге сегодня мы имеем: прогрессирующее ухудшение положения средств массовой информации на русском языке, значительное сокращение распространения среди населения центральных российских изданий, а также создаваемые "трудности" для работы российских корреспондентов в оных странах. Для наших соседей подобные тенденции являются естественными и прогнозируемыми, а Россия, со своей стороны, должна действовать в естественном для нее направлении. Речь идет об использовании того колоссального резерва международного влияния, который представляют собой наши соотечественники за рубежом и, в особенности, в странах СНГ.
Этот рычаг используют многие государства. В США и Великобритании, существенную долю медиарынка занимают испаноязычные и арабоязычные СМИ, а небезызвестная "Аль-Хайят" открыто финансируется извне, на саудовские деньги. В президентской администрации США активно действует Комитет по защите журналистов. В 1996 году Комитет Министров Совета Европы принял Декларацию и Рекомендации правительствам о защите журналистов в конфликтных и напряженных ситуациях. Мы много раз имели счастье наблюдать, как интересы своих корреспондентов рьяно отстаивают главы правительств и дипломаты Франции, Великобритании, Испании, США и др. В России вопрос об усилении своего медиаприсутствия в ближнем зарубежье активно обсуждается около 2-х лет. В октябре 2001 года в Москве прошел Конгресс соотечественников, на котором Владимир Путин заявил: "Сильная диаспора может быть только у сильного государства". Вскоре вопросы наших соотечественников за рубежом отдали в ведение МИДа, подчинив ему Росзарубежцентр. В июле 2002 года под председательством министра иностранных дел Иванова состоялось совещание по вопросам информационного сопровождения внешней и внутренней политики России за рубежом. В числе приоритетного направления информационной работы было выделено оказание содействия российским СМИ в странах СНГ и Балтии. Отмечалось, что поддержка российских СМИ важна с точки зрения работы с нашими соотечественниками за рубежом. В той же наметившейся стратегии, видимо, следует понимать назначение в декабре 2002 года Максима Терноушко главой телерадиовещательной организации Союза России и Белоруссии. Ранее он трудился в Минпечати, где курировал вопросы развития русскоязычных СМИ в странах СНГ.
По самым скромным оценкам, за границей проживает около 40 миллионов наших соотечественников, и в 80 странах мира есть СМИ, издающиеся и вещающие на русском языке. Это наше духовное информационное пространство, которое российскому государству необходимо укреплять и пестовать. Будем надеяться, что форпост Минпечати на Украине разовьет этот тезис на деле.
пресс-служба Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций