Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.






 
№4 (372) 24 января 2002
Бранко АРСЕНИЕВИЧ
НА ПОРОГЕ ВЕЛИКОЙ ДЕПРЕССИИ
На последнем заседании, в конце декабря прошлого года, после бурного обсуждения Госсовет утвердил «Концепцию государственной политики поддержки развития малого предпринимательства в Российской Федерации». Тон заседанию задал президент, который заявил, что чем более развит малый бизнес, тем более устойчива и здорова экономика России и что именно из-за слабо развитого малого бизнеса в стране так и не сформировался средний класс. Одной из важнейших причин отставания малого бизнеса является действующее налоговое законодательство, считает президент, заявив о необходимости создания упрощённого налогообложения и бухгалтерского учёта для малых предприятий, а также об установлении предела налоговых изъятий. Важным направлением борьбы за малый бизнес президент считает ликвидацию административных барьеров.
Однако все эти заявления вместе с принятой Госсоветом "Концепцией" не более чем политическая декларация о благих намерениях, которая должна продемонстрировать обществу озабоченность правительства и президента плачевным состоянием малого бизнеса. Реальные шаги будут предприниматься только на основании новой редакции Закона "О государственной поддержке малого предпринимательства", подготовка которого идёт сейчас в Минэкономразвития. Именно этот документ должен дать ответы на многие важные вопросы, в том числе о том, что из себя представляет этот малый бизнес, который власти собираются поддерживать.
Согласно действующему законодательству сегодня один из главных критериев идентификации малого предприятия - это численность работающих (в промышленности, строительстве, на транспорте - 100 человек, в сельском хозяйстве, в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30, остальных отраслях - 50 человек). Согласно этой формулировке, любая мафиозная структура, независимо от способа отмывания денег, в промышенности, сельском хозяйстве или же в розничной торговле, набрав нужное количество людей, может быть зарегистрирована как малое предприятие и пользоваться господдержкой. Поэтому критерий определения мелкого и среднего прдприятия должен учитывать не количество рабочих мест, а качество и количество выпускаемой продукции.
Немного истории
На своём пути исторического развития мелкий бизнес прошёл через два этапа - докапиталистический и постмонополистический. Мелкие мастерские по изготовлению одежды, обуви, украшений, различной домашней утвари берут своё начало у истоков любой цивилизации. Собственно, уровень развития любой цивилизации определяется уровнем развития ремесла, а если точнее - уровнем развития гончарного дела, обработки керамики. Только найденные в раскопках остатки глиняной посуды, керамические таблички с клинописью донесли до нас точные сведения о жизнедеятельности ушедших в небытие древних цивилизаций.
Кроме гончарного дела были и другие придворные ремёсла - по изготовлению одежды, обуви, украшений, гобеленов, обслуживающие интересы придворной знати. Однако все эти ремёсла носили очаговый характер. Причина их медленного развития - низкий уровень жизни населения, отсутствие платёжеспособности. Не могли же рабы Греции и Рима, русские крепостные мужики приобретать дорогостоящую посуду, гобелены, украшения. Поэтому ремесло не сосредотачивается в отдельных мастерских. Каждая семья превращается в своего рода мастерскую, мужики делают посуду, бабы ткут, плетут, шьют буквально всё, что необходимо для выживания семьи. И так на протяжении многих тысячелетий.
Но это ещё не бизнес. Бизнес начинается с появлением специализированных мастерских, с обмена изделий - обувь на сукно, посуда на мебель. Особо интенсивное развитие ремесла происходит в средние века в итальянских городах, республиках, Венеции, Генуя, Флоренции, в Германии, Англии, Франции, Китае.
С расширением производства происходит процесс расширения потребителей изделий. Кроме придворной знати, покупателями становятся сами ремесленники. Расширение ремесла, создание крупных мастерских, специализированных на производстве отдельных изделий, подготавливает базис возникновения нового капиталистического общества. Казалось, всё как нельзя лучше - капитализм открывает широкие возможности для творчества, самореализации. Люди становятся хозяевами своей судьбы. Но это только до поры до времени.
Судьба среднего класса предрешена изначально
Основной движущей силой нового общества становится жажда прибыли. Прибыль собственника предприятия зависит от количества рабочих рук. Отсюда неудержимое стремление собственников к укрупнению производства. Происходит интенсивный процесс объединения малых и средних предприятий под крышей одного хозяина. Конечным результатом этого процесса является монополизация отрасли и, как следствие, - фактическая ликвидация не только ремесленников-одиночек, но и мелких, и средних производителей - к уничтожению всего среднего класса.
С ликвидацией мелких и средних производителей происходит сопутствующий росту производства прямо пропорциональный процесс спада покупательской способности населения. Оставшиеся без работы миллионы ремесленников не могут приобретать товары крупных производителей. Только одна фабрика обуви "Батия", появившаяся в середине 30-х годов в Чехословакии, захватила весь среднеевропейский рынок и оставила без хлеба насущного сотни тысяч мелких и средних мастеров сапожного дела. То же самое происходит и во всех остальных отраслях промышленного производства. В результате покупательская способность населения резко падает, ведь сапожники - это не только производители, но и потребители. Взамен на изготавливаемую ими обувь они покупают еду, мебель, одежду.
Идущие навстречу друг другу эти две линии - рост производства и спад потребления - в начале 30-х годов пересекаются, начинается Великая депрессия, ставшая причиной многих бед, среди которых и Вторая мировая война, крушение старой системы монополистического колониализма. И только по окнчании Второй мировой войны временный выход из глобального экономического кризиса был найден. Там, где конъюнктура, прибыль - туда сразу, сломя голову, кидают весть капитал.
Соединённые Штаты нашли выход. Временный
Именно такая всеобъемлющая конъюнктура появилась сразу после Второй мировой войны как следствие развала колониальной системы и временного отстранения основных конкурентов США - Германии, Англии, Франции, Японии. Многие из этих государств превращаются из конкурентов в рынок сбыта товарной продукции США. Спрос на мировом рынке опережает предложение. Истощённые войной народы как государств-победителей, так и государств-побеждённых нуждаются в одежде, обуви, технике, продуктах питания. Учуяв небывалую конъюнктуру, правительство США выносит решение о всесторонней поддержке малого и среднего бизнеса. Это не возрождение того старого ремесленного производства, существовавшего до начала буржуазно-демократических революций. Это новый виток развития малых предприятий. Новый, потому что мелкие производители оснащены самой современной техникой. Их производительность труда порою превышает производительность их коллег, работающих на большом предприятии. Поэтому правительство США принимает решение о предоставлении целевых банковских кредитов для приобретения оборудования. Благодаря этому решению, с одной стороны, и, с другой, - мировой конъюнктуре, мелкие и средние предприятия по переработке сельхозпродукции, изготовлению ширпотреба, размножаются, словно грибы после дождя. На этой почве появляется зажиточный, платёжеспособный средний класс. США превращаются в образцовое государство общего благосостояния.
Словом, выход из состояния всемирной депрессии, начавшийся в начале 30-х годов, был найден. Увы, но выход только временный. Ведущие высокоразвитые государства восстанавливают своё производство, отнимая у США куски мирового потребительского рынка. И всё это ведёт к глобализации производства, созданию крупных международных монополий, следовательно, и к ликвидации среднего класса, его потребительских запросов и покупательной способности - становится началом новой, куда более глубокой экономической депрессии. Как говорится, с чего начали, туда и приехали. Временная, почти что полувековая конъюнктура не могла изменить структуру капиталистического общества.
Вот при таких обстоятельствах возрастающей всемирной депрессии, спада производства и фактической повсеместной ликвидации созданного в годы экономической конъюнктуры среднего класса, наше правительство решило способствовать развитию малого и среднего бизнеса. Да ещё в условиях открытых границ, без протекционистских мероприятий по защите отечественных товаропроизводителей, когда весь потребительский рынок забит до отказа дешёвой зарубежной продукцией.
Как поддерживаем отечественного производителя?
Состояние государственной казны таково, что не позволяет выделять предпринимателям малого и среднего бизнеса льготные, долгосрочные кредиты на приобретение необходимого современного оборудования. Словом, речь идёт о поддержке малого и среднего бизнеса с последующим созданием среднего класса, при полном отсутствии всех трёх составляющих, необходимых для его существования, а именно:
государственного протекционизма,
экономической конъюнктуры и
финансовой поддержки.
К этому ещё следует добавить национальные особенности развития русской промышленности в обход среднего и малого бизнеса, в обход естественного формирования класса крупной, монополистической буржуазии.
Видимо, правительство в это понятие малого и среднего бизнеса вкладывает идею заполнения прилавков импортной продукцией: купи-продай. Купил в Китае, Турции или Италии - продал в Москве, Питере или Екатеринбурге. Если так, то речь идёт о поддержке китайского, турецкого, итальянского производителя, о ежегодном отмывании свыше 50 миллиардов долларов. Купил в Турции - продал в Питере - это означает открытие новых рабочих мест в Турции и, соответственно, прямо пропорциональное закрытие их в Питере. Но подобного рода отмывание имеет свой предел. Приходит пора, когда отнимать больше нечего и нельзя.
И это становится началом великой депрессии, характеризующейся катастрофическим спадом покупательской способности населения и, как следствие, массовым банкротством не только средних и мелких товаропроизводителей, но и крупных предприятий, неспособных вынести прессинг международной конкуренции.
Вопреки всему этому правительство планирует в первом квартале 2002 года внести в Госдуму новую главу Налогового кодекса, посвящённую налогообложению малых предприятий, отрапортовал А. Кудрин на состоявшемся в декабре заседании Госсовета. Будет разработана упрощённая система налогов для малого бизнеса, правительство также будет готовить предложения по упрощению отчётности при уплате социального налога субъектами малого бизнеса. По поводу подобного рода умозаключений в Библии сказано: "Блажен, кто верует, ибо ему принадлежит царство небесное".
Увы, но никакие умозаключения, законы не могут способствовать развитию малого и среднего бизнеса за исключением мафиозного отмывания бюджетных денег, выделенных на его развитие в условиях всемирной депрессии. Попытка учиться у истории, не разобравшись в причине происшедших процессов, - штука весьма опасная и коварная. Да, действительно, поддержка среднего и малого бизнеса в начале 50-х годов способствовала формированию среднего класса и вывела США на передовые позиции мирового капитализма. И тем не менее повторить этот опыт с надеждой достичь такой же результат - это сегодня утопия, опасный самообман. Время другое, и страна не та.
Бранко АРСЕНИЕВИЧ