Меню

Поиск: "и" "или"

  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.




Rambler's Top100
Rambler's Top100
№46 (363) 22 ноября 2001г.
Юрий ЧЕРНЫШОВ
УЖ ОЧЕНЬ НЕЛЕГКИ ПЕРВЫЕ ШАГИ
В то время часто приходилось бывать в Саратове. Территория Западно-Казахстанской области, которую проезжали поздно вечером, была погружена в кромешную тьму. Лишь кое-где тусклый свет керосинки пробивался сквозь шторы. Но вот когда пересекали границу, то от изобилия света на сельских ночных улицах Саратовской области даже приходилось жмуриться. И в душе завидовал: вот живут же люди.
Помнится, на пресс-конференции, которая состоялась в Уральске в ноябре 1996 года по случаю подписания Соглашения между правительством Саратовской области и администрацией Западно-Казахстанской области о торгово-экономическом и культурном приграничном сотрудничестве, тогдашний наш акам К.К. Джакупов спросил у саратовского губернатора Д.Ф. Аяцкова, можно ли решить проблему энергообеспечения. На что Дмитрий Фёдорович, похлопав Кабибуллу Кабеновича по плечу, с улыбкой ответил: "Как же я могу обидеть младшего брата". И после этих слов присутствующие в зале журналисты и приглашённые с облегчением вздохнули. Ведь тогда энергообеспечение для западноказахстанцев было проблемой номер один.
Как раз в то трудное время в Казахстане и началась реформа жилищно-коммунального хозяйства. И оттягивать её дальше было некуда, так как приходило в негодность оборудование ТЭЦ, нужно было менять теплотрассы, делать многое другое, чтобы не оставить жителей в холодных квартирах.
Но без денег эту проблему решить было невозможно. Вот тогда-то цены за услуги коммунальных служб подняли до стопроцентной отметки. В рекордно короткий срок - в течение года. И каждый квартал тарифная планка поднималась на 25 процентов. Такая спринтерская гонка на тарифном поле больно ударила по жителям страны и, в первую очередь, пострадали от этого малоимущие. Тогда был выбран механизм их защиты: если стоимость коммунальных услуг превышала 30 процентов семейного дохода, выдавались субсидии.
Надо сказать, что в то время в СМИ широко освещался ход проводимых реформ. За короткие сроки были ликвидированы ЖКУ, а на их месте, как грибы после дождя, выросли КСК (кооперативы собственников квартир), по-российски - ТСЖ (товарищества собственников жилья). Жители нескольких близлежащих домов объединялись, чтобы сообща решать проблемы ремонта подъездов, крыш, благоустройства прилегающей территории, другие жизненно важные вопросы. К слову, там, где люди избирали инициативных руководителей, деятельное правление, дела пошли неплохо. Видя это, жители домов, входящих в КСК, им во всём помогали.
На заре реформы ЖКХ министерством жилья и застройки республики были утверждены "Правила предоставления жилищно-коммунальных услуг". Это было сделано с целью защиты прав потребителей и регулирования их отношений с услугодателями по эксплуатации и содержанию жилого дома, земельного участка, закреплённого в установленном законом порядке, тепло-, электро-, газо-, водоснабжению, канализации, мусороудалению и лифтам.
В частности, в одном из пунктов записано, что потребитель имеет право на получение услуг установленного качества, безопасных для его жизни и здоровья, не причиняющих вреда его имуществу, а также на информацию о правильности установления цен на услуги от соответствующих госорганов, которые устанавливают контроль этих показателей.
И на эти важные моменты было обращено особое внимание. Работники антимонопольного комитета стали частыми гостями предприятий-услугодателей. И выявили немало нарушений в их среде. Кое-где, чувствуя безнаказанность, их руководители устанавливали для себя и своих работников попросту астрономические зарплаты.
Задача заключалась и в том, чтобы вывести из-под опеки предприятий-монополистов инфраструктуру, которой они обросли. Ведь на их балансе содержались детсады, медпункты, столовые, а порой и подсобные хозяйства, приносившие одни лишь убытки. А всё это в конечном итоге сказывалось на коммунальных тарифах.
В правилах записано, что оплата услуг должна производиться по показателям приборов учёта тепловой энергии, холодной и горячей воды, газа, приобретаемых и устанавливаемых услугодателем, с последующим возмещением потребителем. Таким образом, установив счётчик в так называемой зоне эксплуатационной ответственности, КСК рассчитывается с энергоснабжающей организацией по его показателям.
Вместе с тем не возбраняется установка приборов учёта на лестничных клетках, в коридорах и квартирах. А вот тех, кто живёт в частном секторе, даже обязали обзавестись счётчиками. Иначе, как сказали в облгазе, будет перекрыт кран. Проживая тогда в частном доме и услышав о нововведении, поспешил сделать заявку на установку газового счётчика. И не пожалел. Жильцы двух домов в округе, которые не сделали этого по финансовым причинам, платили в 2 - 2,5 раза больше.
И тут может возникнуть вполне резонный вопрос: а каков же результат проводимых реформ? Первое время тарифы на коммунальные услуги всё же росли, затем положение стабилизировалось. А в конце прошлого года тарифы на потребляемый природный газ и электроэнергию даже несколько снизились.
И всё же бичом на сегодня остаются неплатежи. Властные структуры прибегают к разным методам, чтобы выжать с жильцов долги. Публикуют в СМИ списки тех, кто годами не платит. Задолженность в среднем составляет 25 - 30 тысяч тенге (5 - 6 тыс. рублей). А кое у кого доходит и до 125 - 130 тысяч тенге (25 - 30 тыс. рублей). На тех, кто оброс долгами, подают в суд. По закону у горе-неплательщика можно отсудить мебель, ценные вещи и электроприборы, а порой - квартиру.
Вошло в практику отключение электроэнергии и природного газа за 3 - 4-х месячную задолженность. В основном, - домов частного сектора. Довольно трудно сделать это в многоэтажках. Но и здесь народные умельцы постарались. Как-то по телевизору увидел, как в Павлодаре сантехники с помощью нехитрого приспособления пускали обход квартиры неплательщика трубы с теплом и водой.
Минимальная пенсия в республике - в пределах 900 рублей, а средняя зарплата - около 3 тысяч рублей. Для примера, учителя там получают в два - два с половиной раза больше. Так что хватает средств, чтобы рассчитаться с коммунальщиками. Но, как и повсюду, в авангарде тут пенсионеры. Для них заплатить "за квартиру" - дело первой важности.
Помнится, около трёх лет назад, приехав к родственникам в Саратов, завёл разговор о тарифах. Жили они в ту пору в трёхкомнатной квартире и платили за коммунальные услуги чуть более двухсот рублей. И сильно удивились, когда узнали, что в Уральске им бы пришлось выложить около тысячи рублей. Не поверили в эти "сказки", а вот вскоре убедились, что такое и здесь может быть. Нынешней весной они поменяли свою квартиру на двухкомнатную, чтобы не обременять и без того скудный семейный бюджет.
Примерно такая же картина наблюдалась и в Уральске в начале реформ ЖКХ. Те, кто не мог платить за коммунальные услуги, поспешили обменять большую площадь на меньшую. И однокомнатные квартиры по цене уравнялись с трёхкомнатными. Такие вот парадоксы случаются.
Сегодня и в Саратове идут реформы ЖКХ, создаются ТСЖ, и жильцы уже начинают совместно решать наболевшие проблемы, не отдавая судьбу своей собственности на откуп "чужому дяде". И уж если мы хотим жить в тёплых и уютных квартирах, пользоваться всеми удобствами, которые обязаны нам предоставить услугодатели, значит нужно смелее делать первые шаги.

 Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.
 Курсы валют


 Фондовые индексы


 Прогоноз погоды