Юрий ЧЕРНЫШОВ
УЖ ОЧЕНЬ НЕЛЕГКИ ПЕРВЫЕ ШАГИ
В то время часто приходилось бывать в Саратове. Территория Западно-Казахстанской области, которую проезжали поздно вечером, была погружена в кромешную тьму. Лишь кое-где тусклый свет керосинки пробивался сквозь шторы. Но вот когда пересекали границу, то от изобилия света на сельских ночных улицах Саратовской области даже приходилось жмуриться. И в душе завидовал: вот живут же люди. Помнится, на пресс-конференции, которая состоялась в Уральске в ноябре 1996 года по случаю подписания Соглашения между правительством Саратовской области и администрацией Западно-Казахстанской области о торгово-экономическом и культурном приграничном сотрудничестве, тогдашний наш акам К.К. Джакупов спросил у саратовского губернатора Д.Ф. Аяцкова, можно ли решить проблему энергообеспечения. На что Дмитрий Фёдорович, похлопав Кабибуллу Кабеновича по плечу, с улыбкой ответил: "Как же я могу обидеть младшего брата". И после этих слов присутствующие в зале журналисты и приглашённые с облегчением вздохнули. Ведь тогда энергообеспечение для западноказахстанцев было проблемой номер один. Как раз в то трудное время в Казахстане и началась реформа жилищно-коммунального хозяйства. И оттягивать её дальше было некуда, так как приходило в негодность оборудование ТЭЦ, нужно было менять теплотрассы, делать многое другое, чтобы не оставить жителей в холодных квартирах. Но без денег эту проблему решить было невозможно. Вот тогда-то цены за услуги коммунальных служб подняли до стопроцентной отметки. В рекордно короткий срок - в течение года. И каждый квартал тарифная планка поднималась на 25 процентов. Такая спринтерская гонка на тарифном поле больно ударила по жителям страны и, в первую очередь, пострадали от этого малоимущие. Тогда был выбран механизм их защиты: если стоимость коммунальных услуг превышала 30 процентов семейного дохода, выдавались субсидии. Надо сказать, что в то время в СМИ широко освещался ход проводимых реформ. За короткие сроки были ликвидированы ЖКУ, а на их месте, как грибы после дождя, выросли КСК (кооперативы собственников квартир), по-российски - ТСЖ (товарищества собственников жилья). Жители нескольких близлежащих домов объединялись, чтобы сообща решать проблемы ремонта подъездов, крыш, благоустройства прилегающей территории, другие жизненно важные вопросы. К слову, там, где люди избирали инициативных руководителей, деятельное правление, дела пошли неплохо. Видя это, жители домов, входящих в КСК, им во всём помогали. На заре реформы ЖКХ министерством жилья и застройки республики были утверждены "Правила предоставления жилищно-коммунальных услуг". Это было сделано с целью защиты прав потребителей и регулирования их отношений с услугодателями по эксплуатации и содержанию жилого дома, земельного участка, закреплённого в установленном законом порядке, тепло-, электро-, газо-, водоснабжению, канализации, мусороудалению и лифтам. В частности, в одном из пунктов записано, что потребитель имеет право на получение услуг установленного качества, безопасных для его жизни и здоровья, не причиняющих вреда его имуществу, а также на информацию о правильности установления цен на услуги от соответствующих госорганов, которые устанавливают контроль этих показателей. И на эти важные моменты было обращено особое внимание. Работники антимонопольного комитета стали частыми гостями предприятий-услугодателей. И выявили немало нарушений в их среде. Кое-где, чувствуя безнаказанность, их руководители устанавливали для себя и своих работников попросту астрономические зарплаты. Задача заключалась и в том, чтобы вывести из-под опеки предприятий-монополистов инфраструктуру, которой они обросли. Ведь на их балансе содержались детсады, медпункты, столовые, а порой и подсобные хозяйства, приносившие одни лишь убытки. А всё это в конечном итоге сказывалось на коммунальных тарифах. В правилах записано, что оплата услуг должна производиться по показателям приборов учёта тепловой энергии, холодной и горячей воды, газа, приобретаемых и устанавливаемых услугодателем, с последующим возмещением потребителем. Таким образом, установив счётчик в так называемой зоне эксплуатационной ответственности, КСК рассчитывается с энергоснабжающей организацией по его показателям. Вместе с тем не возбраняется установка приборов учёта на лестничных клетках, в коридорах и квартирах. А вот тех, кто живёт в частном секторе, даже обязали обзавестись счётчиками. Иначе, как сказали в облгазе, будет перекрыт кран. Проживая тогда в частном доме и услышав о нововведении, поспешил сделать заявку на установку газового счётчика. И не пожалел. Жильцы двух домов в округе, которые не сделали этого по финансовым причинам, платили в 2 - 2,5 раза больше. И тут может возникнуть вполне резонный вопрос: а каков же результат проводимых реформ? Первое время тарифы на коммунальные услуги всё же росли, затем положение стабилизировалось. А в конце прошлого года тарифы на потребляемый природный газ и электроэнергию даже несколько снизились. И всё же бичом на сегодня остаются неплатежи. Властные структуры прибегают к разным методам, чтобы выжать с жильцов долги. Публикуют в СМИ списки тех, кто годами не платит. Задолженность в среднем составляет 25 - 30 тысяч тенге (5 - 6 тыс. рублей). А кое у кого доходит и до 125 - 130 тысяч тенге (25 - 30 тыс. рублей). На тех, кто оброс долгами, подают в суд. По закону у горе-неплательщика можно отсудить мебель, ценные вещи и электроприборы, а порой - квартиру. Вошло в практику отключение электроэнергии и природного газа за 3 - 4-х месячную задолженность. В основном, - домов частного сектора. Довольно трудно сделать это в многоэтажках. Но и здесь народные умельцы постарались. Как-то по телевизору увидел, как в Павлодаре сантехники с помощью нехитрого приспособления пускали обход квартиры неплательщика трубы с теплом и водой. Минимальная пенсия в республике - в пределах 900 рублей, а средняя зарплата - около 3 тысяч рублей. Для примера, учителя там получают в два - два с половиной раза больше. Так что хватает средств, чтобы рассчитаться с коммунальщиками. Но, как и повсюду, в авангарде тут пенсионеры. Для них заплатить "за квартиру" - дело первой важности. Помнится, около трёх лет назад, приехав к родственникам в Саратов, завёл разговор о тарифах. Жили они в ту пору в трёхкомнатной квартире и платили за коммунальные услуги чуть более двухсот рублей. И сильно удивились, когда узнали, что в Уральске им бы пришлось выложить около тысячи рублей. Не поверили в эти "сказки", а вот вскоре убедились, что такое и здесь может быть. Нынешней весной они поменяли свою квартиру на двухкомнатную, чтобы не обременять и без того скудный семейный бюджет. Примерно такая же картина наблюдалась и в Уральске в начале реформ ЖКХ. Те, кто не мог платить за коммунальные услуги, поспешили обменять большую площадь на меньшую. И однокомнатные квартиры по цене уравнялись с трёхкомнатными. Такие вот парадоксы случаются. Сегодня и в Саратове идут реформы ЖКХ, создаются ТСЖ, и жильцы уже начинают совместно решать наболевшие проблемы, не отдавая судьбу своей собственности на откуп "чужому дяде". И уж если мы хотим жить в тёплых и уютных квартирах, пользоваться всеми удобствами, которые обязаны нам предоставить услугодатели, значит нужно смелее делать первые шаги.
|