Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.






 
№4 (424) 23 января 2002
Карманные долларопроводы нефтяников
Премьер-министр Михаил Касьянов подписал постановление, согласно которому в России снижаются пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов (см. «Земское обозрение», № 3 (423) от 15.01.2003г.). На фоне рекордного роста мировых цен на нефть снижение пошлин выглядит парадоксально. Нефтяные компании стали строить серьезные планы, предвкушая миллиардные прибыли. Куда они будут направлены? Вероятно, как и раньше, вывезены за рубеж. Единственной серьёзной альтернативой могли бы стать инвестиционные предложения со стороны правительства - в частности, строительство нефтепроводов.
В центре публичных дискуссий оказались ключевые проблемы развития страны. Нужно ли России безоглядно увеличивать добычу и экспорт нефти? В какой степени власть должна контролировать экспорт нефти из страны? Дело в том, что правительство намерено сдержать темпы роста экспорта нефти. Министр энергетики РФ Игорь Юсуфов прогнозирует рост добычи на следующий год всего в 2,9%, хотя сами компании желают поднять добычу процентов на 10%. Желания нефтяников ограничиваются физической невозможностью транспортировки значительных объемов нефти помимо воли правительства. «Транснефть» принимает в свои трубы только распределенную правительственной комиссией нефть, что позволяет предположить усиление контроля со стороны государства не только за прокачкой, но и за добычей сырой нефти.
Сначала глава правительства Михаил Касьянов дал понять, что частных нефтепроводов в России не будет, поставив под сомнение планы компаний по наращиванию вывоза нефти за счет строительства своих трубопроводов. Вице-президент госкомпании «Транснефть» Сергей Григорьев заявил, что обращение нефтяников в правительство о пересмотре экспортных планов - это «чисто политический шаг». Можно предположить, что письмо нефтяников было реакций на фактический запрет строительства частного нефтепровода в Китай по маршруту Ангарск- Дацин.
Можно также вспомнить, что полтора года назад госкомпания «Транснефть» фактически «зарубила» проект «Лукойла» о соединении российской государственной нефтепроводной системы с негосударственной магистралью, принадлежащей Каспийскому трубопроводному консорциуму. «Нефтяники могут строить что угодно, но в соответствии с законом «О монополии» все нефтепроводы должны принадлежать государству, то есть «Транснефти», - заявил тогда Вайншток. Сейчас проекты частных нефтепроводов «повисли в воздухе», и компании пока «не собираются вкладывать туда деньги».
Однако власть осознает, что госкомпания «Транснефть» - фактически единственный эффективный рычаг влияния на политику нефтяных магнатов. Не исключено, что правительство смирилось с неспособностью (нежеланием?) собирать с нефтяников природную ренту и теперь пытается хотя бы перенаправить сверхприбыли компаний в другое русло. В качестве альтернативы строительству новых экспортных трубопроводов можно, например, рассматривать освоение месторождений в Восточной Сибири или модернизацию отечественных НПЗ, значительная часть продукции которых не выдерживает критики.
Однако сверхприбыли нефтяных компаний скорее всего направятся по привычному пути на Запад. Они могут пойти на покупку портовых мощностей в той же Прибалтике, как это сейчас делает ЮКОС, купивший терминал в литовском Бутинге, и «Лукойл», упорно пытающийся стать владельцем польской нефтяной компании. Не исключено, что прекращение поставок российской нефти в латвийский Вентспилс может обанкротить этот порт, который затем будет куплен российскими нефтяниками. Андрей БАЛАШОВ