Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.






 
№39 (407) 25 сентября 2002
КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ ДЕВИЧИЙН
14 (27) сентября Русская Православная Церковь отмечает двунадесятый праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В Саратове в честь этого праздника были освящены две церкви: одна находилась на Б. Горной около Сенного базара в Казачьей станице, а другая - в женском монастыре на Покровской (ныне Лермонтова) улице. По церковному празднику и сам монастырь назывался Крестовоздвиженским.
Время основания этого монастыря неизвестно. Первое упоминание о нем встречается в грамоте Алексея Михайловича 13 октября 1661 года о выдаче этого монастыря старице Дорофее с сестрами годового жалования и хлебного довольствия из привезенных в Саратов из Казани запасов. Из государевой грамоты 2 октября 1662 года видно, что игуменье должны выдать 2 рубля и по 2 четверти ржи и овса (четверть зерна равнялась 100 кг, а муки - по полторы четверти ржи и овса. На год - довольно скудное пособие.
Монастырь был невелик и состоял из деревянных церкви, постройки с кельями да ограды. Расположенный среди густого леса монастырь не был виден даже со стороны Волги. После переноса Саратова с левого берега на нынешнее место обитель оказалась внутри города за крепостными стенами и под охраной. Тихой, спокойной была монастырская жизнь. Сирые, убогие да немощные девицы, женщины, особенно преклонного возраста, находили здесь приют и покой, занимаясь рукоделием, от продажи изделий которого пополнялась монастырская мизерная казна. В монастыре, случалось, жили послушницы, женщины, которые помогали вести хозяйство и, главное, ждали «выбылых мест, когда откроется вакансия», чтобы принять постриг - посвящение в монашество.
Но одна беда преследовала монастырь, как и весь деревянный Саратов - пожары, когда огонь уничтожал или часть города, или все строения, оставляя громадное пепелище с именем города. В монастыре в пожары то сгорали монастырские строения, то церкви. К 1700 году обитель на доброхотные пожертвования была благоустроена. В ней жили 30 монахинь, имелись две церкви - Крестовоздвиженская и св. Ильи
. В XVIII веке пожары не раз истребляли весь монастырь «без остатку». Но он, словно птица Феникс, возрождался вновь. В 1740 году была сооружена стараниями прихожан каменная Крестовоздвиженская церковь в стиле московского барокко, и поэтому очень походила своим архитектурным обликом на Троицкую соборную церковь. В 1762 году была построена в камне и вторая церковь, освященная во имя св. великомученицы Параскевы, нареченной Пятница. Территория монастыря была обнесена каменной оградой.
В 1738 году монастырю перестали выплачивать денежное и хлебное содержание. Не обеспеченный ни угодьями, ни оброчными статьями, ни капиталами, монастырь попал в тяжелое положение. Спустя 15 лет игуменья Екатерина с сестрами писала преосвященному Иллариону, что «имеется нас в монастыре 20 монахинь, а ружного жалования нам нет, а от саратовских жителей происходит нам подаяние самое маленькое, и в пропитании имеется нам великая скудность...» Монахини просили разрешить построить часовню для сбора милостыни, но Илларион приказал передать женскому монастырю часовню старую, на Волге в торговом ряду.
В 1776 году в монастыре числилось 11 монахинь. Обитель была упразднена и причислена в разряд заштатных. Но в монастыре доживали свой век престарелые и больные монахини. В 1780 году их было четверо, а через десять лет осталась слепая и немощная 75-летняя Феврония, дожившая здесь до смерти. Однако спустя полвека монастырь был восстановлен. Через десять лет в нем проживало 11 монахинь, 33 послушницы рясофорные и более 70, живших на послушании. В начале ХХ века всех обитательниц здесь было около 500 человек.
В монахини постригали лиц с опытом жизни, доброго поведения, не моложе 40 лет, а послушницами брали не моложе 35 лет. На содержание монастыря, монахинь и церковные потребности от казны выделялось на год 336 рублей 6 копеек серебром. На содержание монастыря поступали и общинные деньги, заработанные обитательницами обители от рукоделия, печения и продажи просфор и т.д., а также добровольные пожертвования и приношения прихожан.
Большим событием для Саратова явилось открытие в монастыре первой в городе школы для девочек. Основательницей школы была инокиня Сусанна, постригшаяся в монахини Анна Александровна Рылеева, дочь генерала А.Н. Рылеева, героя Отечественной войны 1812 года, чей портрет находится в Военной галереи Эрмитажа, бывшего Зимнего дворца.
В школе в первый год было 62 воспитанницы, из которых окончили ее через четыре года только 13 девочек. Обучали в школе письму, чтению, закону Божьему. Желающих, с разрешения родителей, обучали и французскому языку. Школа эта просуществовала до первых лет Советской власти, когда была закрыта.
В 1899-1903 годах на месте сломанной старой Парасковейской церкви была сооружена новая громадная церковь во имя св. Николая Мирликийского с приделом св. великомученицы Параскевы Пятницы. Храм проектировал саратовский архитектор Ю.Н. Терликов. Ее внешний вид был выполнен в русско-византийском стиле. Построен этот храм был на средства, пожертвованные купеческой вдовой А.И. Семидетновой во исполнение воли и желания покойного мужа. Строительство храма с иконостасом обошлось в сумму около 150 тысяч рублей.
После освящения церкви храмосоздательнице Анне Ивановне Семидетновой были выражены благодарность и признательность, исполнен колокольный концерт «Сей день, его же сотвори Господь», произнесена речь и поднесена икона св. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы работы собственной монастырской мастерской.
Храм не дожил до наших дней. В начале 1922 года он был закрыт, а потом взорван. Ныне сохранился лишь портик входа в уничтоженный Храм.
В Никольском храме большим вниманием пользовался придел св. Параскевы Пятницы. Десятая пятница после Пасхи - престольный праздник в монастыре. Масса прихожан заполняла Покровскую (ныне Лермонтова) улицу у монастыря. Здесь же целая ярмарка: торговля ягодами, мочеными яблоками, огурцами и т.п., а также платками. Ведь Параскева Пятница считалась устроительницей браков, поэтому этот праздник особенно почитался невестами. В храме совершалось богослужение, проходил крестный ход к Параскавейскому колодцу на берегу Волги. Девицы, молодухи покупали платки у торговцев и вешали их на икону Параскевы Пятницы.
Последней настоятельницей монастыря (с 1912 г.) была игуменья Антония (в миру Антонина Станиславовна Заборская), много сделавшая для благоустройства монастыря. После его закрытия в первые годы Советской власти Антония сумела сохранить общину, организовав трудовую артель, в которой создала три мастерских: белошвейную, гладкошевейную и одеяльную, которые выполняли и государственные, и частные заказы. Заработки были невелики: 3-8 рублей в месяц на одну мастерицу. Но ведь из этой суммы нужно было 4 рубля 50 копеек уплатить за жилье, свет, тепло и 35 копеек - на содержание церкви. Приходилось еще прирабатывать на стороне не только на питание, но и одежду да обувь. Нужно отметить, что в монастыре тайно совершались богослужения, постриги монахинь, оказывалась поддержка ссыльному духовенству.
14 сентября 1927 года Крестовоздвиженская трудовая артель была закрыта, так как «указанная артель по своей сути являлась не кооперативной, но религиозной организацией - фактически под маркой трудартели существовал Крестовоздвиженский женский монастырь со всеми его религиозными ритуалами».
Произведенный обыск обнаружил: у игуменьи Антонии два деревянных креста и 11 рублей 30 копеек денег, у живущих в монастыре: П.В. Абрамовой (с 4-х лет) - крест металлический, бутылку святой воды, три молитвенника, чистую бумагу и конверты, у М.В. Лукашовой (с 16 лет) - крест, очки, гребешок, карандаш, ключ и т.д. Никакого золота, серебра и иных драгоценностей не найдено. Все они особым совещанием при коллегии ОГПУ были приговорены к административной высылке.
Игуменья Антония была на три года выслана в Марийскую область и проживала в г. Йошкар-Ола. После освобождения ей запретили проживать в восьми областях, в том числе и Саратовской. Местом жительства ей назначили г. Бугуруслан. 12 ноября 1941 года ее снова арестовывают и обвиняют в объединении верующих и проведении антисоветской агитации. Летом 1942 года во время следствия игуменья Антония скончалась. Реабилитирована она и другие невинно пострадавшие через 60 лет - 26 мая 1989 года.
Е. МАКСИМОВ