Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.






 
№32 (400) 7 АВГУСТА 2002
ОБОИ - СТАХАНОВСКИМИ ТЕМПАМИ
Новейшая история
Саратовская обойная фабрика (ныне ОАО «Саратов-обои») ещё молода. В июне нынешнего года ей исполнилось 30 лет. В 1972 году, когда она строилась, политика КПСС в области производства товаров народного потребления в основном ориентировалась на большие объёмы. Поэтому производственные мощности фабрики были изначально приспособлены для работы на низкосортной бумаге, доступных (то есть тоже плохих) клеях и красках. Технология не позволяла делать хорошие обои. Но мы помним, что в то время любые пользовались спросом. На пике производства, в 1991 году, 980 работников фабрики производили 35 млн.рулонов обоев в год!
Конечно, когда рынки открылись, а гайдаровское правительство своей безумной инфляционной политикой уничтожило оборотные фонды предприятий, ситуация резко изменилась. На «дне» кризиса, в 1994 году, фабрика произвела всего лишь 300 тыс.рулонов обоев. Было только два пути - или фабрику закрыть, или найти возможности для её коренной реконструкции.
Такая возможность нашлась. Два года руководство фабрики устанавливало контакты и вело большую подготовительную работу с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), и в 1997 году кредит 850 тыс.долларов (по меркам ЕБРР, абсолютный мизер) был получен. Чтобы с толком его потратить, пришлось серьёзно изучить европейский рынок производителей оборудования. Задачей было найти относительно простые и надёжные машины, позволяющие делать обои, которыми было бы не стыдно торговать в Париже. Первую машину закупили в филиале английской фирмы, находящейся в Турции. Дело пошло, и сейчас машин уже 6. Кредит ЕБРР нужно было вернуть за 4 года - серьёзная финансовая нагрузка. Акционеры на это время согласились не требовать дивидендов, пришлось отменить все льготы для трудового коллектива. Теперь кредит полностью выплачен.
Главное достижение - настрой и квалификация персонала
Сотрудничество с ЕБРР было не только финансовым. Главным в обновлении фабрики стало соединение советской управленческой школы с новейшими европейскими маркетинговыми разработками, с которыми привлечённая ЕБРР консалтинговая фирма «Артур де Литл» 9 месяцев знакомила специалистов фабрики. Была изменена административная структура, усилены службы закупок и продаж. С тех пор обучение персонала - одна из основных забот администрации. Для обучения новым финансовым и управленческим методам привлекаются преподаватели из Москвы и Риги. Сложнее с технологией производства, по которой нет специальных школ. Администрация обязывает делиться знаниями те европейские фирмы, которые желают поставлять нам свои краски или клеи. Сбыт основан как на сотрудничестве со стратегическим партнёром, ульяновской фирмой «Таис», через которую ещё с 1998 года идёт большая доля реализации, так и на работе с сетью региональных представителей в Ростове-на-Дону, Москве, Владивостоке, Казахстане, на Украине и других. Саратовские потребители покупают примерно 5 процентов продукции (кстати, при такой маленькой доле саратовцев в закупках обоев, в бюджеты за 2001 год фабрика заплатила 16,4 млн.руб., не считая таможенных платежей). Ещё около 5 процентов закупают саратовские оптовики для вывоза за пределы области. Остальное сбывается в других регионах России. Учёт основан на российской программе «Галактика», позволяющей интегрированно отслеживать финансовые потоки фирмы. Изменилась заинтересованность персонала в эффективности работы.
Если рабочие и раньше были на сдельной системе оплаты, то теперь и у ИТР 80 процентов заработка зависит от итогов работы прошлого месяца. Отношение к труду изменилось. Показательно, что генеральный директор Виктор Андреевич с ходу, не заглядывая в папочку (как бывает у других обученных по западным методикам руководителей), назвал выработанную коллективом миссию фабрики: «Создавать уют в доме».
Есть ли перспективы?
Сейчас продукция фабрики соответствует требованиям рынка. Выпускаются обои трёх основных видов: дуплексные (двухслойные, с тиснением), симплексные (однослойные, без защитного покрытия, гофрированные) и влагостойкие. На последний вид обоев спрос просто ошеломляющий.
Для производства используется отечественная бумага. Пока наша промышленность не выпускает качественные краски и клеи, их, к сожалению, приходится закупать за рубежом, что, естественно, увеличивает себестоимость. Если в целом по стране за прошлый год производство обоев выросло всего на 1 процент, то производство на «Саратовобоях» - больше чем на 188 процентов. В нынешнем году по стране рост - на 26 процентов, а на «Саратовобоях» - на 304 процента! О таких темпах со времён сталинских пятилеток сообщается редко.
Вот такая складывается радужная картинка. На самом деле все прошедшие годы, и сейчас тоже, фабрика находится на грани выживания. Стоит руководству расслабиться, снизить темп инвестиций, перестать обучаться - и стагнация (следовательно, неминуемый крах) неизбежна.
Ведь рынок обоев не растёт (например, увеличение производства обоев в России в 2001 году на 26 процентов произошло за счёт уменьшения на тот же самый процент импорта обоев с Украины). Понятно, что конкуренты тоже наращивают усилия, в чём немало им помогает укрепление рубля и соответственное удешевление импорта.
Проценты роста впечатляют потому, что сравниваются с нулём. На сегодняшнем уровне производства дальнейший его подъём требует всё больших вложений. Если сейчас обои выпускаются в 4 красках, то очень скоро нужно будет добавить ещё один краситель. Если зарубежные производители украшают обои блёстками, то и в Саратове скоро будут выпускаться блестящие симплексные обои. В 4 квартале запланировано начало выпуска вспененных обоев. Требуются постоянные инновации, а значит, покоя не предвидится.
Игорь СУХАРЕВ