Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.






 
№21(389)22 мая 2002
Концерт в православном храме
Фундаментальной частью саратовской региональной благотворительной программы «Эталон профессиональной благотворительности» стал проект «Наследие А.М.Салько». В его осуществлении принимают участие детская школа искусств № 10 и саратовское региональное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.Руководители МУДО Наталия Пономарёва и СРО ВООПИиК Людмила Бахарева уже провели конкурс детского творчества «Старый Саратов», круглый стол, темой которого стало творчество архитектора Салько. Недавно, впервые в Саратове, в церкви Покрова Пресвятой Богородицы прошёл благотворительный концерт, средства от которого были перечислены на ремонт школы искусств № 10, построенной, как и церковь, по проекту Салько.
Перед концертом пространную проповедь о русских православных традициях прочёл настоятель-протоиерей Василий Антипов. Послушать хоровые песнопения пришли завкафедрой культурологии технического университета профессор А.В.Волошинов; доцент философии, сотрудник ПАГС им. П.А.Столыпина И.В.Шугайло, краевед В.Н.Семёнов, другие представители светской культуры. Звучали произведения Чеснокова, Борятинского, Леонова, Сарти и Фалика. Помимо двух хоров школы искусств № 10 в программе участвовала звуковая система «Старлайт» под управлением Светланы Селивахиной. Эксперимент с концертом светских хоров в церкви благословил глава епархии - архиепископ Александр (Тимофеев). Возвышенное музыкальное искусство, помноженное на акустический эффект и само святое место, никого не оставило равнодушным.
ЮБИЛЕЙ Н.Е.ПАЛЬКИНА В ОБЛАСТНОМ МАСШТАБЕ
Кто в наших краях не слышал о Николае Палькине? Автор поэмы о детстве губернатора Дмитрия Аяцкова «Рассветные колокола» и гимна Заводского района, поэт-песенник Н.Палькин просто обречён пребывать в фаворе. Бесспорно, само время расставит приоритеты в подлинной поэзии, но уже сейчас, увенчанный всевозможными лаврами, он принял в свой 75-летний юбилей ещё одну награду - Почётный знак губернатора.
Торжества по поводу чествования Палькина прошли недавно в оперном театре и Центральной городской библиотеке. Активное участие в прославлении, а точнее, - общественном позиционировании Палькина принял профессор-лениновед Юрий Воронов. Он презентовал недавно выпущенное двухтысячным тиражом Приволжским книжным издательством исследование «Эхо русского поля». Давая фору другим критикам, Воронов выбрал себе особую нишу - палькиноведение.
...Прямо в ножки поклонился
Я кумиру своему.
Лапку резвую пожал бы,
Нежно обнял бы его
От себя, да и, пожалуй,
От народа самого.
Ю.Воронов считает эти строки из палькинского «Зайца» совсем не шутливыми. Опосредованно относящиеся и к Пушкину, палькинские стихи пребывают в контексте определённого круга литераторов, выработавших в эпоху «развитого социализма» официально пропагандировавшиеся творческие приёмы.
Воронов отмечает пристрастие Палькина к стихам Ивана Малохаткина, Николая Байбузы, Татьяны Николаевой и Виктора Маняхина. Действительно, состоятельный фермер Маняхин, издавший на собственные средства немало книг, по незамысловатости мировосприятия не может не быть ценим Палькиным. В книге Воронова приведены автографы Палькину от Мигулея Ильбека, Ахмедхана Абу-Бакара, Григория Коновалова, записки от Л.Зыкиной, О.Фельцамана и представителей Министрства культуры РСФСР.
Отдельная глава посвящена духовным взглядам маститого литератора - «Строить храм в душе». «- Мне жаль, - отвечает поэт, - ту Россию, в которой я жил, и которую мы десять лет тому назад потеряли. Действительно, там не всё было плохо, было много и хорошего».
Палькин, по свидетельству Воронова, любит рассуждать на религиозные темы. «Поэт считает, что у православия, у современной церкви есть немалые возможности к тому, чтобы выработать общенациональную идею возрождения и развития России». Тем не менее, Палькин журит пышность руководства РПЦ во главе с патриархом Алексием (Ридигером) и его конкордат с Кремлём.
«Эхо русского поля» снабжено указателем литературы о жизни и творчестве Палькина, где приводятся лишь сугубо положительные мнения, среди которых и шесть статей самого Ю.Воронова. А пока что бодрого духом Николая Егоровича хочется поздравить с юбилеем и пожелать ему крепкого крестьянского здоровья.
ДЕТСКИЙ ПРАЗДНИК КОМПОЗИТОРА РАСТЕГАЕВА
Выпускник центральной детской музыкальной школы, музыкального училища и Собиновской консерватории по классу доцента Дмитрия Серова саратовец Виталий Растегаев многие годы работал в Волгограде и Казани. Возвратившись в родной город в 90-м, он начинает руководить детской музыкальной школой № 8.
Не случайно творческая биография Растегаева начинается с музыкальной школы: весьма почтенный композитор уподобляется во многих своих произведениях ребёнку. Он сам тонко чувствует мир детства. Прошедший 27 апреля в областной филармонии имени А.Шнитке творческий вечер Растегаева - искренен, по-детски лучист и искрист. «Песни для детей и юношества» - так названа книга Растегаева, изданная тиражом в 500 экземпляров при поддержке Анатолия Голушкина и Александра Амусина. Детские песни на стихи А.Амусина, М.Муллина, руководителя молодёжно-поэтического клуба «Диалог» Николая Куракина сочетались на концерте с симфоническим произведением «Пушкинские вёсны» и озорной песенкой «Малинка» на стихи известного всем Николая Палькина. А песня «Родина» (стихи Муллина) воспринималась всеми как образец патриотизма.
В силу своей искренности, незлобивости, композитор Растегаев с радостью принимает предложения к сотрудничеству от саратовских поэтов и не сетует на «затёртость» более продвинутыми коллегами. ПОКРОВСКАЯ СЛОБОДА СО СЛОНИКАМИ И ПИЩАЛЬЮ
За бутафорским тыном, в окружении грозных пищалей, алебард и кольчуг открывается посетителям энгельсского краеведческого музея обширная экспозиция, демонстрирующая фрагменты истории Покровской слободы.
Любопытно огромное двухметровое генеалогическое древо - объект по роду Засекина. В роду же нашего саратовского воеводы были Иван Бородатый Дурак, Василий Давыдович Грозные Очи, другие родственники со столь же «брутальными» подлинно-русскими фамилиями. А вот по соседству с древом и бюстом Засекина - летопись царевича Мурат-Гирея, инсталляционные кипчаки с половцами и прочими калмыц-кайсацкими кочевниками на панорамном фоне.
Фоном для манекенов, одетых по моде 30-х годов прошлого столетия, служат мраморные слоники, фикусы и прочие атрибуты быта советского среднего класса. Другая подборка раскрывает страницы афганской войны. Панамы, фляжки, листовки, фотографии погибших... Теперь и эта военная авантюра окончательно вписана в историю ХХ века.
Пропорциональное сочетание военной и гражданской истории действует на посетителей выставки умиротворяюще: нет ни накромвнудельцев, «ежовцев», ни узников ГУЛАГа, ни «комиссаров в пыльных шлемах» с нерусскими фамилиями, ни их соплеменников-диссидентов... Бородатые покровские купчины в медалях, фотографии Диденко, аптечные склянки, макет лабаза. Выставка не способствует катарсису, но умиротворяет, словно бы припорашивает грустью мысли о глухой провинции.
Борис ГЛУБОКОВ
ВНОВЬ ОЖИЛИ СТИХИ...
«Таланты в литературе «заказать» невозможно», - под таким заголовком в одном из майских номеров нашего еженедельника было опубликовано интервью с писателем Иваном Корниловым. Разговор шёл о работе с начинающими прозаиками и поэтами земли Саратовской - работе неспешной, тонкой, «отдача» от которой в виде публикаций в периодике или готовых книг случается порой лишь спустя годы. И вот очередное собрание в одном из уютных комнат саратовского Дома науки и культуры по адресу: Комсомольская, 41. «Потереться сердцем о сердце» вместе с необстрелянной молодёжью пожаловали и набирающие литературную известность в нашем краю поэты Михаил Муллин, Николай Куракин и Валерий Кремер, прозаик Леонард Исмаев.
И было здесь всё как всегда: читались свеженькие, ещё из карманных записных книжиц стихи, и возгорались костерки споров вокруг движения современной литературы, поэт Николай Куракин отважился показать свои первые опыты в прозе и, кажется, был немало удивлён, когда коллеги подметили в этих опытах кое-какие недостатки...
Проникновенные стихи читала Елизавета Мартынова. Вот только одна строфа из её стихотворения «Молитва путника»:
Одень меня небом, как ризой,
Я глобус кручу без дорог.
Рождением выданной визой
Покрою бессмертия срок.
Молодые барды Алексей Гаврилов и Василий Лысач ещё в самом начале творческого пути, но Василий всё же рискнул «обнародовать» несколько своих стихотворений, которые, при доработке, со временем могут стать и песнями. Пока барды пожаловали без гитар, но к следующему собранию, возможно, «дозреют» и до своих шестиструнных инструментов.
Для одних расставание получилось весёлым (это для тех, чьи литературные опыты получили хорошую оценку), для других - грустным. И всё же не унывал никто, ведь очередное собрание не за горами: уже 28-го мая вновь соберутся всё в тех же стенах уютного Дома науки и культуры.
И.СУХАРЕВ
ПУТЬ К НАСТОЯЩЕМУ ИСКУССТВУ
В конце апреля мне довелось побывать на юбилейном концерте одного из преподавателей дирижёрско-хоровых дисциплин Саратовского областного училища искусств.
Как на любом подобном празднике, в адрес юбиляра звучало множество поздравлений - и словесных, и музыкальных. Настоящим сюрпризом для виновницы торжества стало выступление нового вокального ансамбля под управлением её недавней выпускницы. Но и сама преподавательница не осталась в долгу и сделала своим гостям великолепный сюрприз, представив совсем молодой смешанный ансамбль «Мадригал».
На многих из присутствовавших, в том числе и на меня, его выступление произвело очень яркое впечатление, и, пожалуй, все сразу почувствовали, что этот коллектив имеет большие перспективы и сможет осуществить многие интересные проекты. Судите сами: в нашем городе работают несколько разноплановых хоровых коллективов, а вот постоянного камерного смешанного состава пока не было.
Так кто же стоит у истоков нового ансамбля? Пришло время открыть имя удивительного человека, энтузиаста своего дела, уже 35 лет ведущего активную деятельность в своей сфере. Это заслуженный работник культуры РФ Марина Борисовна Цапкова. Слушая выступление её ансамбля, я думала о том, как много сил и терпения нужно руководителю, чтобы её коллектив смог достичь такого магического хорового звучания. И я решила поинтересоваться у М.Цапковой, как возник и как планирует существовать в дальнейшем ансамбль «Мадригал»:
- Марина Борисовна, расскажите, как возникла идея создания «Мадригала». Какие цели вы преследовали при этом?
- На самом деле, любой дирижёр-хоровик мечтает о создании подобного коллектива. Ведь только при слиянии мужских и женских голосов достигается полноценное хоровое звучание. Моя мечта сбылась около года назад, когда после премьеры оратории «Ave Maria» саратовского композитора Е.Гохман, исполненной силами студентов училища и консерватории, многие из них выразили желание продолжать совместную работу. Так, почти спонтанно мы начали петь новые произведения, причём основная их часть была связана со старинными жанрами. Поэтому ансамбль «окрестили» по названию одного из старинных хоровых жанров - мадригала. А в этом году сотрудничество с нами возобновила Е.Гохман, и её стилизованный мадригал заметно продвинул ансамбль вперёд в понимании жанра.

- Какие же планы вы строите на будущее?
- Думаю, «Мадригал» будет специализироваться на старинной музыке. Такое направление может стать очень интересным, хотя, конечно, оно не исключает исполнение произведений иных эпох и стилей. Поэтому в ближайшее время мы включим в своей репертуар музыку эпохи Возрождения. Ольга АЛЕКСАНДРОВА