Наталья ВИКТОРОВА
РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ТРАДИЦИИ
В сочельник, вечером перед Рождеством, русский народ исстари соблюдает особенные благочестивые обычаи, которые служат своего рода приготовлением к празднику Рождества Христова.
Пост соблюдается до позднего вечера, именно до появления звезды. В западной и южной России, по старому патриархальному обычаю, как только является на небе вечерняя заря, все семейства приступают к святой рождественской вечери. Перед самым началом трапезы хозяева дома зажигают лампаду у образов, ставят пред иконами восковые свечи, читают вслух молитвы, и затем все вместе, заключив молитву благожеланиями, принимаются угощаться, и от обильного угощения Рождественский сочельник обыкновенно называется Щедрым вечером или Богатою кутьею.
Важнейшей принадлежностью стола на Рождественский сочельник служит кутья и взвар. Первая обыкновенно приготовляется из зерновой вареной пшеницы, ячменя, риса с сытою, взвар состоит из яблок, груш, слив, изюма, вишен и других плодов, сваренных в воде. Сам стол, на котором располагается трапеза, устилается сеном или соломой. Вероятно кутья и взвар как главные принадлежности на Рождественский сочельник имеют символическое значение: кутья - неотъемлемая вещь при похоронах и поминовении покойников, а взвар обыкновенно варится при рождении ребёнка. Поэтому можно заключить, что наши предки в вечери Рождества Христова этими двумя блюдами соединяли воспоминание о рождении и смерти Спасителя. Сено или солома, которыми устилается стол и прилавок, напоминают те ясли, в которых положен был Спаситель.
Наши предки старались Рождественский сочельник ознаменовать делами христианской благотворительности. Так, по крайней мере, царь Алексей Михайлович накануне Рождества Христова рано утром ходил тайно в тюрьмы и богадельни, раздавал там щедрую милостыню; он делал такие же подаяния на улицах нищим и разного рода бедным. Но рядом с указанными благочестивыми обычаями у наших предков совершались и такие обряды, которые были остатком дохристианской древности. Так, например, в Стоглаво говорится, что «в навечерии Рождества Христова... мужи и жены и дети в домах по улицам отходя и по водам глумы творят всякими играми и песньми сатанинскими и многими видами скаредными». Нет сомнения, что эти беснования и игры были остатками празднества языческой Коляды, празднества, которое с разными пиршествами и весельем совершалось 24 и 25 декабря. В конце XVII столетия патриарх Иоаким сильно восставал против этого празднества и даже указом своим запрещал скверные и бесовские действия и игрища, которые совершались в Москве и других городах в навечерие Рождества Христова.
|