Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.






 
№13 (381) 27 марта 2002
Начало известности
Первая персональная выставка Валентины Кнутовой открылась сейчас в Энгельсском краеведческом музее. Давно знакомая покровчанам по групповым тематическим экспозициям, она на этот раз отличилась самым широким диапазоном, за которым все же выявилось неповторимое творческое лицо. Уроженка города Энгельса, первые шаги в изобразительном искусстве художница сделала благодаря своей школьной учительнице рисования Виктории Вячеславовне Стефановской, которая порекомендовала Валентине продолжить обучение в художественной студии знаменитой Клары Матвеевой, автора памятников Гагарину и Крупской. Путь в искусство прошел через техникум, где Валентина приобрела специальность оформителя. Судьба привела ее затем в Среднюю Азию, где художница оформила Сырдарьинскую ГРЭС, а станковым искусством занималась в мастерской художника-живописца В.А.Фирсова.
Об Азии на нынешней выставке свидетельствуют небольшие по формату пейзажные этюды. Гораздо более широкой вышла у Кнутовой тема Волги. Это - сама стихия: разные времена года, сочетание темного грозового неба и белого буксира, золотые осенние древесные кроны на берегу, пасторальные рыбацкие сценки... Очень силен портрет энгельсского живописца - ветерана Великой Отечественной Назара Ханазарова (2000 г.), любопытен образ юмориста Льва Горелика, а вот «Наташа» - не просто портрет, но образ русской красавицы на фоне заснеженной природы и голубых с золотом куполов древнего храма. На открытии был подмечен особый «тонкий поэтический мир души» художницы. А она сама истоками назвала творчество корифеев Шишкина и Левитана. Свежесть самого авторского видения убеждает: Кнутова не столько в расцвете, сколько (по-хорошему) - в начале подлинно творческого пути.
История Саратова в картинах
В губернской торгово-промышленной палате размещена выставка саратовского художника Леонида Нечкина. Уроженец Магнитогорска, Нечкин окончил «Муху» - художественное училище им. Мухиной, где в основном готовили прикладников-декоративистов.
И действительно: старожилы помнят, как еще пять лет назад на Немецкой в центре города красовалась щитовая живописная панорама «История Саратова».
Также в центре - у Липок Нечкин с помощниками создал тридцатиметровую диараму «Саратов. Вчера - сегодня - завтра». Занимался художник-прикладник и керамикой, создав расписные вазы, блюда и панно. Живопись Нечкина насквозь пронизана декоративизмом: суховатый сглаженный мазок, прописывание тончайших деталей - кружевных оградок, наличников, булыжников мостовой выделяются среди пастозного письма саратовской живописной школы.
«Цветы в вазе»: декоративная орнаментика уводит зрителя чуть ли не к екатерининским временам Очакова и покорения Крыма; черный кот возле белой вазы одновременно и реалистичен, и мистически загадочен. «Ромашки», «Березы», «Тихая река», «Первый снег»... - время в творчестве Нечкина словно бы остановлено. Даже виды старого, исчезнувшего Саратова кажутся еще более нереальными, чем те открытки, с которых они срисовывались. Оконтуривание, дотошное выявление и любование всяческими деталировками открывает своеобразный мир волшебства, в котором за фотореализмом, дизайнерской хваткой встает своеобычный (и весьма укромный) мирок.
Юбилей литератора
Вечер памяти известного саратовского литературного критика и поэта Михаила Чернышова готовится 30 марта в Центральной городской библиотеке Саратова. Его организаторы: руководитель действующего при ЦБ молодежно-поэтического клуба «Диалог» поэт Николай Куракин и прозаик, прежде возглавлявший «Волгу» Николай Болкунов решили таким образом почтить память Чернышова в связи с 65-летием со дня его рождения. Непосредственное участие в юбилейном мемориальном вечере примет Саратовская организация Союза писателей России в лице ее главы Ивана Шульпина, а также друзей Чернышова: Ивана Малохаткина, Виктора Сафронова, Николая Ивлиева, Владимира Бойко. Будучи подверженным физическому недугу, Михаил Чернышов был всегда молод душой и очень активен в деле буквального выпестывания литературной смены. Многие саратовцы обязаны ему творческим ростом. Как всегда, двери «Диалога» открыты всем, но в случае с вечером памяти Чернышова - особенно: таково притяжение этого удивительного человека.
Братство св. Кирилла и Мефодия и Ф.М.Достоевский
«Русский народ весь в православии и в идее его. Более в нем и у него ничего нет - да и не надо, потому что православие все. Православие есть Церковь, а Церковь - увенчание здания и уже навеки». «Католичество - все равно что вера нехристианская!». «Русская вера, русское православие есть все, что только русский народ считает за свою святыню; в ней его идеалы, вся правда и истина жизни». «В славянском вопросе не славянство, не славизм сущность, а православие». «Творчество - основное начало каждого искусства - есть цельное, органическое свойство человеческой природы и имеет право существовать и развиваться уже по тому одному, что оно есть необходимая принадлежность человеческого духа».
Все приведенные цитаты открывают новую саратовскую книгу «Человек есть тайна» и принадлежат гениальному Федору Михайловичу Достоевскому.
Еще в 1995 году Саратовское отделение Всероссийского общества Ф.М.Достоевского и редакция журнала «Саратовские Епархиальные Ведомости» подготовили эту книгу к изданию. Намеченный тираж был - 20 тысяч экземпляров. Но, к сожалению, нет у саратовцев после номера первого за тот год своего православного журнала. Изданный на средства саратовской мэрии при поддержке Александра Маликова, он оказался в дальнейшем не нужным епархиальному управлению. Что ж, главный редактор протоиерей Лазарь Новокрещеных продолжает активную пастырскую деятельность во храме, а заместитель главного редактора, иподиакон владыки Пимена (Хмелевского) Александр Яковлев трудится в саратовском православном Братстве святых равноапостольных Мефодия и Кирилла и в издательстве «Летопись», которые совместно с издательским центром социально-экономического университета и выпустили наконец-то столь нужную всем, взыскующим правды, книгу. Твердый переплет, отличная бумага, цветная репродукция с портрета кисти Перова, гравюры с видами Санкт-Петербурга, ценнейшие фотоматериалы... однако нично не затмит высшего духовного смысла настоящей книги. Нынче, в погоне за барышом, издатели берутся красиво упаковать любое бесовство, поэтому хочется верить, что в саратовском книгоиздании «Человек есть тайна» - не редкое исключение, но пример ко всеобщему действию по пропаганде русской идеи, спасению здоровья нации.
Составитель книги - Сергей Леонидович Вааз сделал глубокую по сути подборку статей о Достоевском, не печатавшихся при Советской власти именно в силу их православия. В конце книги, в сведениях об авторах имеются подготовленные заслуженным саратовским архивистом Ольгой Константиновной Пудовочкиной удивительные сведения об архимандрите Евсевии (Лещинском). Этот духовный писатель, чей труд вошел в книгу, был, оказывается, инспектором Саратовской духовной семинарии, кончина его последовала в 1889 году также в нашем городе, и погребен архимандрит Евсевий на сохранившемся ныне Воскресенском кладбище. Судьба другого духовного автора, чья работа «Великий инквизитор Достоевского» включена в книгу - архиепископа Иоанна (Шаховского) оказывается тесно связанной с митрополитом Саратовским и Балашовским Вениамином (Федченковым), который был духовником архиепископа Иоанна.
Приведена в книге и современнейшая по духу работа Сергея Иосифовича Фуделя «Борьба за Церковь». Сын друга Константина Леонтьева, секретарь канонизированного Юбилейным Собором Русской Православной Церкви 2000 года М.А.Новоселова, сам Фудель, являясь духовным сыном святого Анатолия Оптинского с 1921 года, начал свой крестный путь по тюрьмам и лагерям с Бутырок. В книге «Человек есть тайна» о Фуделе сказано, что он «любовью не только отогревал свое сердце, но и сердца многих других людей. В книге также дана блестящая подборка «Достоевский как христианин (по воспоминаниям современников)». Вот только краткая цитата из приведенных в ней «Воспоминаний» А.Г.Достоевской: «Нет, я знаю, я должен сегодня умереть. Зажги свечу, Аня, и дай мне Евангелие!» Это Евангелие было подарено Федору Михайловичу в Тобольске (когда он ехал на каторгу) женами декабристов... Они упросили смотрителя острога позволить им видеться с приехавшими политическими преступниками, пробыли с ними час и «благословили их в новый путь, перекрестили и каждого оделили Евангелием - единственная книга, позволенная в остроге». Федор Михайлович не расставался с этою святою книгою во все четыре года пребывания на каторжных работах. Впоследствии она всегда лежала у мужа на виду, на его письменном столе...»
Конечно же в книге приведен и портрет великого оптинского старца Амвросия (Гренкова), к которому Федор Михайлович обратился и который в беседах еще пристальнее направил писателя на путь Русского Православия. Конечно, книга, подобная нынешней, абсолютно была не мыслима при советской цензуре (хотя бы потому, что Достоевский был искренним другом обер-прокурора Синода Победоносцева (материал Вааза). Но свое благословение ей дал архиепископ Лев, Новгородский и Старорусский. Редактором выступил доктор исторических наук В.А.Динес. Жаль лишь, что тираж в тысячу экземпляров не сравним с изначально планировавшимися двадцатью. Жаль также, что в ноябре минувшего года Россия отметила 180 лет со дня рождения Достоевского как-то уж очень скромно. Сегодня Достоевский - один из центров национального самосознания. Издательский же труд саратовцев - лишь скромная лепта в духовную сокровищницу нашей страны.
Борис ГЛУБОКОВ
"Преступление века"
Господа судьи! Вы спрашиваете меня, почему я так квалифицирую происшедшее во вторник, 19 марта, с 18.00 по 20.30 в зале Саратовской филармонии? И я готов подтвердить своё обвинение. Если коротко, то никто никогда до сих пор не пытался сделать того, что было сделано там в тот вечер. А именно: эстрадная музыка могла звучать, могли объявлять её исполнителя, её автора и даже автора текста, если таковой имелся. В крайнем случае (редчайшем случае!) могли назвать даже её аранжировщика. Но чтобы посвятить целый (притом огромный!) вечер именно этому самому аранжировщику - такого не было и быть не могло. Смею пояснить. Аранжировщик - это нечто большее, чем оркестратор. То есть он не просто перекладывает черно-белый силуэт мелодии и гармонии в разноцветные одежды оркестровых инструментов. Он придумывает всевозможные украшения, он может даже менять ритм и форму, переиначивать всю композицию. Иначе говоря, занимается отсебятиной в меру своей испорченности, как говорят злые языки. К сожалению, в эстрадной музыке без аранжировщиков обойтись невозможно. Во-первых, многие композиторы давньм-давно махнули на это рукой, отдав расфасовку своей продукции на откуп этих самых аранжировщиков. А во-вторых, есть и объективная причина - инструментальные составы везде слишком разные, различаются и вкусы исполнителей, и именно аранжировщики могут упаковать нужный товар в любую нужную упаковку. Вижу ваше неудовольствие, ваша честь, за столь длинное разъяснение. Перехожу к конкретным фактам. Обвинение предъявляется Ковалёву Александру Георгиевичу, заведующему эстрадным отделением Саратовского областного училища искусств, и состоит оно в том, что вышеозначенный Ковалёв осмелился провести свой творческий вечер именно в качестве аранжировщика.
Да, приходится признать, что это профессионал самого высшего класса. Можно подумать, что он всю жизнь готовился к этому преступлению. Судите сами: в музыке он прошёл через всё. Музыкальное училище закончил по классу трубы, играл не только в духовом оркестре, но и в оркестре народных инструментов. После училища работал в симфоническом оркестре и руководил эстрадным ансамблем. Призванный в армию, начал оркестровать и делать обработки для хора. Саратовскую консерваторию закончил как музыковед, получив всестороннюю теоретическую подготовку. Параллельно работал концертмейстером у вокалистов и в хоровых коллективах. Затем увлёкся игрой на ударных инструментах и в этом амплуа стал выступать в симфоническом оркестре Саратовской филармонии. Ещё позже заинтересовался дирижированием, брал уроки у крупных московских дирижёров, стажировался в оркестре Саратовской филармонии и получил соответствующий сертификат. Наконец, в довершение всего начал преподавать в Саратовском областном училище искусств на эстрадном отделении и, как было уже упомянуто, является его заведующим.
Ну, а последний шаг к преступлению состоял в том, что вот уже пять лет он сотрудничает с эстрадным оркестром «Универсал-Бэнд» в качестве аранжировщика и дирижёра. Вынужден заметить, что оркестр в целом и прежде всего его руководитель Владимир Васильевич Шевченко должны быть привлечены к ответственности как прямые соучастники. Именно Шевченко горячо поддержал идею проведения одиозного вечера и сделал всё от него зависящее, чтобы рассматриваемое действо прошло «по полной программе». А с каким рвением работали оркестранты. И вдобавок к тому какая мощная группа поддержки образовалась из сторонних лиц. Что печальнее всего - это талантливые люди и целые коллективы: заслуженный деятель искусств России, композитор Юрий Массив, лауреаты всевозможных конкурсов Андрей Берестенко, Виктория Крук, Вера Хатаева, Эдуард Абдулаев, Наталья Власова, студенческий хор Саратовского училища искусств и вокальный ансамбль «Вдохновение», превосходные тромбонисты Вячеслав Акимов и Валерий Марчук, трубач Вячеслав Жуков, аккордеонист Алексей Завгородний.
Умолкаю, умолкаю, ваша честь! Вновь вижу ваше неудовольствие и прекращаю эти оконечные перечисления. Напоследок должен признать, что сработано дело было в высшей степени профессионально. Оркестр играл более чем отменно, и некоторые из заинтересованных лиц сетовали, что такой коллектив отпетых сорви-голов дислоцируется в Энгельсе, а не в Саратове.
Но всё-таки главное обвинение я по-прежнему выдвигаю в адрес упомянутого Ковалёва. Сочувствующие ему уверяют, что это мастер на все руки. Действительно, аранжировки у него блистательные, на любой вкус, в любом стиле. Он способен превратить «в конфетку» всё, что угодно, поскольку владеет всеми ресурсами инструментов и голосов, что называется, «в технике высшего пилотажа». И дирижирует так, будто это его собственная музыка. Впрочем, в немалой степени это так и есть, потому что многое из прозвучавшего - плод его невероятно изощрённой фантазии.
И, может быть, самое безотрадное состояло в том, что публика в зале была, можно сказать, зомбирована. Она с энтузиазмом приветствовала всё подряд, непрерывно раздавались крики одобрения, жаркие аплодисменты не прекращались, то есть огромный успех был налицо.
Но разве это давало ему право...
Впрочем, судить вам.
В качестве «общественного обвинителя» - Александр Демченко,
доктор искусствоведения, профессор Саратовской