Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.






 
№13 (433) 26 марта 2002
ЦЕНА НЕФТИ
В начале 2002 года прирост мировой добычи нефти прекратился, остановившись на уровне 3,4 млрд тонн в год. Сам по себе этот факт не был неожиданным. Научные исследования нефтяных ресурсов не обещали бесконечного роста. Однако в большинстве прогнозов последних десяти лет выход на пик ожидался в 2006 году и на уровне 3,7 млрд тонн. Более ранний и более низкий максимум был, однако, легко объясним. Он определялся ограничительными санкциями на добычу нефти в Ираке, наложенными ООН в 1991 году. Из-за этих санкций Ирак был вынужден сократить производство и экспорт нефти примерно на 700 млн баррелей в год. Это составляло лишь 2,5% от мировой добычи. Но именно этих процентов и этих 4-х лет прироста теперь очень остро не хватало и, прежде всего, для США. Соединенные Штаты, потреблявшие в 2001 году 26% всей мировой добычи нефти, в наибольшей степени страдали от возникшего дефицита энергии.
Заложники благосостояния
В 2000 году в США потреблялось 790 млн тонн нефти. Большая часть этого объема, 675 млн тонн, поглощалась транспортом. Американцы расходовали треть всей мировой транспортной энергии. В пересчете на нефть это составляло 18 баррелей в год на каждого жителя, втрое больше, чем в Европе, Японии или в Австралии, и в тридцать раз больше, чем в Китае.
В течение пятнадцати лет, в период 1986-1999 гг., цены на автомобильный бензин в США были низкими и стабильными, колеблясь в пределах 25-30 центов за литр. В США продажа бензина мотористам почти не облагается налогом, и поэтому колебания цен на бензин и дизельное топливо напрямую зависят от колебаний цен на нефтяное сырье. В Европе и в Японии продажа жидкого топлива облагается очень высокими налогами. В Великобритании, например, бензин продается по 80 пенсов за литр (один доллар и 20 центов), но три четверти от этой цены составляет налог. Это обеспечивает экономное расходование бензина и прибыль в бюджете. Дешевизна бензина в США приводила к тому, что американцы покупали новые дома и расселялись на все большем и большем расстоянии от городских мест своей работы. Это, естественно, удлиняло ежедневные поездки на работу, в торговые центры и развоз детей по школам в особых автобусах. К 2000 году в США имелось 132 млн личных автомобилей и 79 млн грузовых автомобилей и автобусов. За последние 15 лет перевозки грузов по дорогам США возросли в два раза, достигнув двух триллионов тонно-километров. Это значительно превышало объем грузовых перевозок во всех странах Европейского Союза, вместе взятых, с добавлением к ним стран Восточной Европы. Именно расходы на транспорт стали с 1997 года главной статьей бюджета средней американской семьи, превысив расходы на дом или на пропитание. По данным статистики, «средний американец» проезжает в год втрое большее расстояние и расходует вчетверо больше бензина, чем «средний» житель Германии.
Неожиданное удвоение цен на экспортную нефть до 30-35 долларов за баррель во второй половине 2000 года вызвало скачок цен на бензин до 50-56 центов за литр. Именно быстрый рост транспортных расходов создал сильное напряжение в экономике США. В течение последующего года общей индекс стоимости акций на Нью-йоркской бирже упал с 11,700 до 7,800, а индекс акций высоких технологий снизился в 4 раза. Это было началом рецессии, остановить которую привычными мерами, снижением процентов на кредиты и уменьшением налогов, не удалось. К этим проблемам добавился быстрый рост торгового и бюджетного дефицитов. Судя по динамике цен на мировом рынке, начинался новый «нефтяной шок», хотя никакой войны на Ближнем Востоке не было. Три предыдущих «шока», в 1973, в 1980 и в 1991 годах были связаны с войнами и воспринимались поэтому, как неизбежные. Вина за скачок в 2000 г. возлагалась на экономическую политику ОПЕК.
Политическая цена нефти
Мировые экспортные цены на медь, сталь или уголь определяются свободной конкуренцией производителей и экспортеров и подчиняются стихии рыночной экономики спроса и предложения. Мировые экспортные цена на нефть зависят от решений Организации стран-экспертов нефти или ОПЕК. Этот картель был создан в 1960 году пятью странами: Саудовской Аравией, Ираном, Ираком, Кувейтом и Венесуэлой, специально для того, чтобы прекратить свободную конкуренцию между экспортерами и обеспечить более высокие цены на нефть и лучшую прибыль для нефтедобывающих стран. В 1960 году на страны ОПЕК приходилось около 35 % мировой добычи нефти. Еще около 35% добывалось в США. На весь остальной мир, включая СССР, приходились оставшиеся 30%. Соединенные Штаты в 1960 году были еще не импортером, а экспортером нефти и повышение мировых цен на нефть совсем не тревожило американцев. Советский Союз в то время уже экспортировал нефть не только в Восточную Европу и не по мировым ценам, а за условные рубли. Общая мировая добыча нефти в 1960 году находилась на уровне 1 млрд тонн в год. В последующие годы членами ОПЕК стали Катар, Индонезия, Ливия, Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Габон и Эквадор. В 1973 году, когда ОПЕК принял свое политическое решение об удвоении экспортных цен на нефть и ввел эмбарго на поставки нефти в страны, поддержавшие Израиль в арабо-израильской войне, США и Западная Европа оказались главными жертвами. Экономика Соединенных Штатов в 1973 году почти на 30 % зависела от импорта нефти. Экономика Западной Европы удовлетворяла за счет импорта все свои потребности в жидком топливе. «Нефтяной шок» вызвал длительную рецессию во всех западных странах. Для Советского Союза это решение ОПЕК, напротив, оказалось подарком судьбы. Огромные залежи нефти в Западной Сибири были уже открыты, но транспортировка этой нефти в европейскую часть страны не была рентабельной. СССР не производил тогда труб крупного диаметра для строительства экономически оправданного нефтепровода. Трубоукладчики для скромных нефтепроводов из Татарии покупались в США.
Экономический кризис в Европе изменил свою нефтяную конъюнктуру. Строительство нефтепровода из Сибири в Центральную Европу стало финансировать правительство Федеральной Республики Германии. Промышленность ФРГ поставляла в кредит стальные трубы большого диаметра и мощные трубоукладчики. Оплата всех кредитов в будущем обеспечивалась не деньгами, а поставками нефти. Советский Союз вскоре превратился в крупнейшего экспортера нефти, второго по объемам продаж после Саудовской Аравии.
Война между Ираком и Ираном в 1980-1988 гг., а затем и захват Ираком Кувейта в 1990 году сильно ослабили политические и экономические позиции ОПЕК. Это были войны между странами этой же организации. Эффективное регулирование уровней добычи нефти и контроль за ее экспортными ценами были в этих условиях невозможны. Между самими членами ОПЕК возникла конкуренция. В 1991 году Саудовская Аравия, Катар и Арабские Эмираты стали союзниками США в блицкриге против Ирака. В связи с этой войной на территории этих стран были созданы постоянные базы американских вооруженных сил, а Кувейт превратился в американский протекторат. ОПЕК одобрил санкции ООН против Ирака, которые ограничили его экспортные квоты до минимума. Мировая добыча нефти от этого не пострадала, так как Саудовская Аравия и другие члены ОПЕК, имевшие резервные мощности, увеличили собственные квоты на производство и экспорт. Однако основные арабские члены ОПЕК попали под стратегический и политический контроль Соединенных Штатов и выполняли «просьбы» США об увеличении экспорта нефти. Мировые цены на нефть начали, естественно, снижаться до 20, 15, а в 1998 году и до 10 долларов за баррель. Производители нефти, не входившие в ОПЕК, в том числе Россия, Мексика и Великобритания, себестоимость добычи нефти в которых колебалась между 11 и 14 долларами за баррель, терпели убытки и могли быть вытеснены с мирового рынка. В США, напротив, начался экономический бум, и рост экономики совпал с двумя сроками президентства Билла Клинтона. Этот же бум вызвал, конечно, и возросший аппетит к потреблению нефти. Собственное производство нефти в США продолжало снижаться. Себестоимость добычи нефти на Аляске также близка к 15 долларам за баррель. К 2000 году доля импортной нефти в американской экономике приближалась к 60%. В то же время страны ОПЕК почти исчерпали свои мощности добычи нефти и не могли увеличивать экспорт без капитальных вложений в освоение новых месторождений. Но этот путь роста экспорта требовал много времени.
Санкции или война?
Военная операция «Буря в пустыне», по освобождению оккупированного иракской армией Кувейта, остановилась неожиданно 28 февраля 1991 года по дороге в Басру, где уже произошло восстание арабов-шиитов против Саддама Хусейна. Регулярная армия Ирака была разгромлена в первом сражении, но элитные части и президентская гвардия остались нетронутыми и предназначались для обороны городов и нефтепромыслов. Теперь Саддам мог использовать эти части для подавления восстаний шиитов на юге и курдов на севере. Руководство США и командование антииракской коалиции, в которую входила 31 страна, объявили о победе, которой еще не было. По множеству причин, обсуждать которые здесь нет необходимости, было решено закончить войну не штурмом Багдада, а жестокими экономическими санкциями, одобренными ООН. По идее авторов этого плана, Ирак, бывший развитой, светской и мультиэтнической страной, не мог выдержать политической и экономической блокады, обрекавшей его население на бедность и продовольственные рационы. Восстание или переворот в Багдаде ожидались в течение двух-трех лет, безусловно, не без помощи извне.
Ирак действительно был богатой страной прежде всего благодаря своей нефти. В 1989 году добыча нефти в Ираке превышала 1 млрд баррелей в год, из которых только 177 млн баррелей шло на внутреннее потребление. Нефтяная добыча была национализирована в 1971 году, и прибыль от продажи на экспорт, более 10 млрд долларов в год, поступала в бюджет. Ирак имел интенсивное орошаемое земледелие и садоводство и развитое животноводство, зависимое, однако, от импортных кормов. Валовый национальный продукт составлял в 1990 году 73 млрд долларов, или 4110 долларов на каждого жителя. Эти показатели благосостояния были в четыре раза выше, чем в соседней Сирии и в два раза выше, чем в Турции.
Введенный в 1991 году режим экономических санкций разрешал Ираку экспорт нефти лишь в обмен на продовольствие. Это означало от 100 до 200 млн баррелей на год, но квоты продажи устанавливались на каждый месяц и зависели от колебаний экспортных цен на нефть. К 1994 году экспорт нефти приносил в бюджет страны лишь 400 млн долларов. Режим санкций действительно быстро разорил Ирак. ВНП упал к 1999 году до 19 млрд долларов, составив 850 долларов на каждого жителя. Промышленность и сельское хозяйство пришли в упадок. Армия не могла закупать новые виды оружия. Население питалось на пределе физиологического минимума, испытывая острый дефицит в рационе животных продуктов. На каждого человека приходилось 2446 ккалорий в день, это было лишь на один процент выше рекомендуемого ООН минимума. Удивительно было, однако, то, что в этих условиях увеличилась на пять лет средняя продолжительность жизни и мужчин, и женщин, возросла рождаемость и общее население страны с 18 до 23 миллионов. Не произошло и государственного переворота. Режим Саддама Хуссейна даже укрепился, так как большинство недовольных диктатурой уезжали в западные страны, создавая оппозиционные группировки в США, в Англии или во Франции. В 2001 году возобновились регулярные воздушные рейсы из Багдада в столицы соседних стран и было восстановлено железнодорожное сообщение с Турцией. Продовольственные рационы были повышены. К середине 2002 года, через 12 лет после введения режима санкций, терпение все же лопнуло, но не в Багдаде, а в Вашингтоне. Ирак мог бы выдерживать санкции еще очень долго. Но Америка уже не могла.