Меню

Поиск: "и" "или"


  Международный подшипниковый концерн "Автоштамп". Предлагает широкий ассортимент подшипников, шин, ремней.






 
№12 (380) 20 марта 2002
Литературный музей Федина принял от Дома Павла Кузнецова и областного музея краеведения своеобразную эстафету по «малышковой» тематике: небывалый интерес музейщиков к детским экспонатам, начавшись с мишкиной выставки «Потому что он хороший», не ослабевает и поныне.
Практически незамеченные наборы чешских карандашей, фломастеров и пластмассовых игрушек начала 70-х годов прошлого столетия были включены в экспозицию подарков энгельсскому музею краеведения. Затем кляссеры с марками, кубики и книжки показывались на «Мире детства» этнографического музея. И вот: огромный пласт практически всей детской культуры последней четверти ХХ века - в гостях у автора «Первых радостей». Начинается выставка игровой инсталляцией «Домик Винни Пуха». На сказочного героя Бориса Заходера - мишку был похож и посетивший презентацию академик Лев Горелик. Рядом с малышней скакал белый пудель, а потолок литмузея украшали вязанки разноцветных воздушных шариков.
Артист-юморист Лев Горелик пошутил в своей неподражаемой манере, что лучше бы вместо другой инсталляции «Будка Пифа» была бы «Бочка пива». Он радовался как младенец, увидев включенные в экспозицию брутальные авангардные полотна живописца Алексея Карнаухова. Друг фединцев художник Евгений Мещеряков выставил похожие на открыточки картинки с изображением своего эрдельтерьера, а художница-газетчица Ольга Пеганова - гипотетических и словно бы сомнамбулических котов. Нашлось в витрине место и ежикам: советским и немецким. Фединцы же обещали, что найдется у них место и детским рисункам, которые будут закреплены на раздвижных ширмах. Уже сейчас свои картинки на звериную тему показали маленькие воспитанники изостудии «Художник» при Центре детского и юношеского творчества Фрунзенского района. Эти работы завоевали награды на двух прошлогодних конкурсах: в московском Доме кинематографии - на Всероссийском конкурсе детских рисунков «Калейдоскоп профессий» и в Санкт-Петербурге в конкурсе «Моя страна. Мой дом».
Кукольная посуда, китайские, вышитые шелковой гладью кролики, дореволюционный пенал с поучением: «Если совесть чиста, будешь весел всегда...» «Да!» - как говорил Пух, - А почему бы нам и не сходить на такую несерьезную выставку «Ребятам о зверятах»? Все мы в какой-то мере ребята: все мы мальчики и девочки. И у кого-то экспонаты вызовут ностальгию, а кто-то, улучив момент, когда отвлечется смотрительница, оторвет заградительную ленту, да и поиграет.
«Иоланта», чисто английские призраки и «Аукцыон»
Министерством культуры России, совместно с областным, в очередной раз будет проведен теперь уже XV Собиновский музыкальный фестиваль.
Он концептуально сохранит все особенности двух предшествующих, то есть из чисто оперного, теперь уже три года фестиваль сделался показом достижений различных музыкальных центров. Еще одна его «фишка» - демонстрация редко звучащих произведений.
Рамки фестиваля - с 18 по 30 мая. За это время зрителей удивят саратовской премьерой «Волшебного стрелка». К слову, постановщик - москвич Дмитрий Белов уже возмутил тривиальное мнение об опере как о чем-то стогнационно-классическом своим «Евгением Онегиным». В этом ему помогает худрук нашего театра Юрий Кочнев, ставший сопостановщиком Вебера. И прямо на следующий день в фестивальной программе - Бенджамин Бриттен с оперой «Поворот винта». Ее привезет коллектив Экспериментального музыкального театра, действующего при Уральской консерватории. Студенты и педагоги из Екатеринбурга покажут «ужастик» о «чисто английских» призраках, погубивших детей. Далее саратовцев удивят слепой певицей Светланой Лысенко. Опекающий ее дарование академик Фуат Мансуров восторжен: «Светлана - музыкант от бога, настолько естественная и органичная, что непосвященному зрителю и в голову не придет, что перед ним слепая с детства, практически совершающая подвиг девушка. Не сомневаюсь, что любителей оперы ждет потрясение от встречи с небывалым в исполнительской практике опытом». Лысенко будет петь «Иоланту».
А вот что привезет нам «Аукцыон»? Наверняка этой рок-группе и ее монстру Олегу Гаркуше аншлаг гарантирован.
Гастроли Камерного хора
20 и 21 марта концерты, посвященные 70-летию профессора Московской консерватории Бориса ТЕВЛИНА, пройдут в Большом зале Саратовской консерватории.
Камерный хор Московской консерватории (художественный руководитель и дирижер - народный артист России, лауреат Государственной премии России, профессор Борис Тевлин) представит 21.03.2002 г.сразу несколько премьер: «Lux aeterna» Эдуарда Элгара (первое исполнение в России), «Икона Рождества» Джона Тавенера, «Gloria» Яна Сандстрема, «Новогодний тост» Джоакино Россини (первое исполнение в Саратове).
Впервые после присвоения Саратовской областной филармонии имени выдающегося композитора ХХ столетия Альфреда Шнитке одно отделение концерта 20 марта будет посвящено его музыке. Прозвучат три духовных хора («Богородице Дево, радуйся», «Господи, Иисусе», «Отче наш») и «Концерт для хора» на стихи Григора Нарекаци (951-1003) из «Книги скорбных песнопений». Также будут исполнены произведения Сергея Рахманинова.
Летом 2002 года Камерный хор Московской консерватории, единственный из хоров России, представит отечественное хоровое искусство на всемирном форуме хоров в США. Для слушателей Саратова хор исполнит часть своих концертных программ, намеченных для исполнения в Америке.
Неповторимые мгновенья бытия
Вечная истина: есть на свете категория пожилых людей, которых и язык-то не поворачивается назвать старичками - настолько светлым, радостным становится мир вокруг них; они излучают энергию добра. Вот и в художественном мире Саратова практически ни одна презентация не обходится без Майи Ромадановой.
«Она всегда была хорошим зрителем, живущим тем, что видит, слышит и чувствует», - признался академик-искусствовед Ефим Водонос. Но только зрительское участие сейчас для Майи Георгиевны в прошлом. Уже на пенсии, пять лет назад, при требовательном напутствии ценителя искусства Льва Горелика, взяла она в руки кисти. Случайно? Случайно ли Лев Григорьевич увидел набросок - почеркушку на обороте рисунка ее внука? Такая уж и у Ромадановой судьба, такая планида: быть неповторимой и даровитой если не во всем, то во многом. Дочь профессора «политеха», она буквально выросла в институтских стенах. Выпускница 65-го года, она затем и преподавала в родном «политехе». По другой специальности - психолога - Майе Георгиевне довелось преподавать логику в Малой академии при Доме офицеров саратовского гарнизона. Закончила она и Московский институт культуры, и заочный институт патентоведения, и народные университеты по специальностям «Эстетика» и «Экономика».
Ромаданову саратовцы знают как актрису театра «Данко» народного театра Дома офицеров и лаборатории театрального искусства областного Дома культуры и науки.
Пробуждение дара изобразительного искусства сразу же принесло Майе Георгиевне лауреатство в областном фестивале народного творчества, посвященном 200-летию Пушкина. Удивительная работоспособность позволила устроить уже четвертую персональную выставку, действующую сейчас в клубе «Учитель» - в областном Доме работников просвещения, - «Мгновения бытия». «Люблю встречать весенние рассветы и ждать: что новый день готовит мне. И чувствовать весенние приметы...», «Это Волжское счастье - Саратов родной...», «Буду радость с людьми я делить, буду нужной я людям всегда. И иначе не мыслю я жить...» - все эти строки из двух книг Майи Георгиевны. Ее стихи бесхитростны, но отнюдь не убоги. Они (особенно в авторской мелодекламации) обрамляют картины. Даже самые искушенные критики-профессионалы признаются: такого всплеска творчества не было давно - со времен Суворовой-Алферовой. Наивизм картин Ромадановой уводит к технике Романа Мерцлина и еще дальше - к французским истокам: к Мондриану, Руссо-таможеннику, Морису Утрилло. Гениальность на грани сумасшествия? Нет - закономерная радость жизни, здоровье духовное, а главное - вера.
В 1979 году Майя Георгиевна получила свою первую военную награду: знак «Отличник культурного шефства над вооруженными силами», а через 20 лет была награждена повторно. Во время выставки она уже не раз встречалась с курсантами и в частности - с подшефными ребятами из военного химического училища.
Строфы «бронзового века»
В поэтическом клубе «Диалог», действующем при Центральной городской библиотеке, ожидается радостное событие: 23 марта его руководителем Николаем Куракиным приглашен с выступлением организатор другого - поэтическо-бардовского домашнего клуба «Пятница» Алексей Александров. «Пятница», родившись в стенах областной универсальной библиотеки, последние годы устраивается в стенах квартиры супругов Александровых и ежемесячно собирает достаточно большой круг единомышленников.
Встреча в «Диалоге» с Александровым носит название «Новая поэзия Саратова». Контекстуально речь пойдет и о редактируемом Александровым альманахе «Василиск», презентация которого недавно прошла в литературном музее Федина. Сам Александров является публикатором выходящего в Перми журнала «Уральская новь», столичного альманаха «Улов: современная русская литература в интернете». ( М. изд-во «Арго-Риск»), книг «Время «Ч», «Стихи о Чечне и не только». (М.изд-во НЛО) и антологии «Нестоличная литература». За предыдущий год наш герой стал, наверное, помимо Светланы Кековой, самым «продвинутым» саратовским поэтом. Конечно, продвижение состоялось не без влияния журнала «Волга», где Александров печатался неоднократно.
«Культурные, историко-мифологические параллели, либо проекции бытовых проявлений в некую духовную сферу вполне привычны автору и свидетельствуют о глубине и силе зрения, - пишет в предисловии к книге Александрова, вышедшей в проекте Этера де’Паньи поэт и лит-критик Олег Рогов. -... Автор - спокойный, узнаваемый ритмически, но всегда неожиданный в развитии сюжета. Это схоже с неким поэтическим каноном, которым стала сейчас практика «бронзового века». В данном случае - поэтов «Московского времени» и Кублановского».
Наверное, самым запоминающимся у Александрова стал его «Кузнечик»: «Когда в ладонях пойманый кузнечик развалится на сотни шестеренок...». Что ж, посетителям «Диалога» предстоит не только увлекательная литературная полемика, но и собственно поэзия: «Теперь забудем и мы на время, как надо верно писати песни...».

Борис ГЛУБОКОВ